Вовлечение родителей в образовательную деятельность и организация домашнего чтения

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Анисимова Елена Владимировна

Организация: ГБОУ Школа №1631

Населенный пункт: г. Москва

Автор: Чернышева Ирина Ивановна

Организация: ГБОУ Школа №1631

Населенный пункт: г. Москва

Читающие дети, как правило, вырастают у читающих родителей. В эпоху докомпьютерную, тем более до телевизионную, домашнее чтение было традицией во многих семьях, особенно тогда, когда дети еще учились в младших классах. А сегодня? Вернувшись из школы или детского сада, мальчики и девочки тут же бегут к телевизору, компьютеру, планшету или телефону и на несколько часов отвлекаются от реальной жизни. В наше время для детей это главное и нередко единственное увлечение.

Мозг ребенка привыкает работать с минимальными усилиями и становится неспособным для трудоемкой творческой работы, скажем, над книгой. Недаром говорится, что чтение для ума все равно, что физическое упражнение для тела.

Как все-таки приобщить ребят к чтению? Действительно ли книги – наши друзья, умные и верные помощники? А надо ли читать?

Проведя анкетирование родителей и детей об организации домашнего чтения в семье, педагогической компетентности взрослых в области понимания специфики детской литературы и особенностей приобщения сына или дочери к чтению книг, а так же в ходе повседневных наблюдений, мы выявили, что детям недостаточно читают в семье и обсуждают прочитанное, поэтому речь детей скудная и несвязная. Мы провели анкетирование среди родителей. На вопрос «Что по вашему мнению развивает чтение», родители ответили так: любовь к чтению -3%, расширяет кругозор -27%, укрепляет связь между родителями и детьми – 12%, развивает воображение, память, мышление, внимание, речь -52% и «ничего» – 6%.

На вопрос «Как часто Вы читаете детям?» были получены следующие ответы: каждый день -46%, часто -24%, редко – 30%. А при анкетировании детей выяснилось, что детям книги читаю раз в неделю!!! На вопрос « Хотели бы Вы, чтобы ваш ребёнок любил книги?» все взрослые ответили «да». А вот мнения родителей о пользе домашнего чтения разошлись. И, тем не менее, все родители хотят, чтобы дети любили книги.

Проанализировав всё это, мы сделали вывод: у взрослых есть понимание необходимости домашнего чтения и его пользы для ребёнка и его развития, а у детей – желание слушать чтение взрослых. Однако, к сожалению, не все родители готовы к этому. Для многих из них организация процесса домашнего чтения вызывает затруднения, связанные, в частности, с незнанием произведений современной детской литературы. Как правило, родители слабо ориентируются в книжных новинках, их представление о книгах для детей довольно узкое, ограничено небольшим количеством авторов, знакомых самим родителям с детства. Также родители затрудняются охарактеризовать сам процесс чтения, это свидетельствует о том, что современным мамам и папам совершенно не знакомы приёмы организации семейного чтения. Проанализировав все данные, мы поставили перед собой цель - возродить традиции домашнего чтения.

С переходом на ФГОС, где задачи индивидуализации и социализации ребёнка, отводится ведущее место, а закон "об образовании" наделяет родителя статусом «участника образовательного (!!!) процесса» нам предстоит выстраивать партнёрские отношения всех субъектов образовательной деятельности. Как помним, субъектами деятельности по закону " об образовании РФ" являются: педагог - воспитанник / обучающийся - родитель.

В связи с этим, мы наметили план работы, нацеленный на то, чтобы установить тесное сотрудничество с родителями по организации домашнего чтения. И используем разные формы сотрудничества.

  • Создание библиотеки в УК для детей и родителей;
  • Организовали передвижные и обменные библиотечки в группах;
  • Разработка тематических заседаний семейного клуба «Почитайки» по организации домашнего чтения;
  • посещение библиотек в школе, районные детские библиотеки, городские библиотеки;
  • организация проектной деятельности по темам («Рождение книги», «Алфавит» и т д. по тематике) СЕМЕЙНЫЕ проекты.
  • организация тематических выставок книг для родителей и детей ;
  • проведение литературных досугов и викторин в группах с родителями и детьми;
  • инсценировка прочитанного в семье произведения;
  • организация совместных работ детей и родителей (по прочитанным произведениям);
  • конкурс чтецов стихотворений по временам года;
  • сбор фотографий из домашнего архива «Вместе с книгой я расту»;
  • организация долгосрочных групповых детско - взрослыми проектов;
  • активное возобновление работ с книгами в группе по их реставрации - мини мастерская « Доктора книг»;
  • Знакомство с иллюстраторами детских книг;
  • совместная или индивидуальная деятельность по иллюстрированию прочитанных книг; организация выставок;
  • организация сюжетно ролевой игры «Библиотека», совместное изготовление атрибутов;
  • подготовили рекомендации родителям по созданию домашней детской библиотеки.

Следует подчеркнуть, что в современном быстро меняющемся мире и родители и педагоги должны непрерывно повышать своё образование.

Все мы прекрасно знаем о роли книги в жизни людей.

В процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Хорошо развитый в речевом отношении ребёнок в 6-7 лет может начать и рассуждать, а для того, чтобы ребёнок этому научился, с ним надо много разговаривать и играть, обсуждать различные события, происходящие в его жизни, рассказывать ему сказки, читать книжки и учить выражать словами свои мысли, чувства и впечатления. Главный признак хорошего речевого развития дошкольника – это умение рассказывать.

Во всех образовательных областях нашей программы «От рождения до школы» ставятся задачи и касающиеся развития речи детей.

«Речевое развитие» - воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи, интереса к художественной литературе.

«Социально – коммуникативное развитие » - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

«Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

«Художественно - эстетическое развитие» - развитие предпосылок целостно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( в данном случае словесного).

За выполнение этих задач должны согласованно (!!! ) отвечать и семья и детский сад.

Особую роль мы отвели домашнему чтению, так как круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Чтобы родителям было легче ориентироваться в том, что читать детям, мы составили список рекомендуемой детской литературы. Он насчитывает около 300 - 400 наименований литературных произведений.

Семья должна обеспечить ежедневно не менее одного час взрослого чтения вслух для ребёнка. К первому классу словарный запас должен достигать не менее 5000 слов. Ребёнка следует всячески мотивировать на предъявление его собственной устной речи.

Домашнее чтение, как мы считаем, включает в себя:

  • совместные домашние чтения детских книг перед сном;
  • обсуждение прочитанного, пересказ ребёнком прослушанного;
  • обыгрывание отрывков из произведения;
  • совместное сотворчество родителя и ребёнка или творчество одного ребёнка (рисунок, лепка, игра) после чтения;
  • совместные посещения книжных магазинов и ярмарок, покупка новых книг;
  • придумывание новой концовки произведения;
  • придумывание схемы по прочитанному произведению;
  • рассказывание произведения или отрывка его по ролям;
  • создание мини-проектов по сказкам;
  • заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, поговорок.
  • совместные походы в выходной день в библиотеку, выбор книг для чтения;
  • бережное отношение к книге (её реставрация);
  • изготовление книжек своими руками и так далее.

Чтобы повысить компетентность родителей мы предлагаем им почитать современную педагогическую и психологическую литературу, которая поможет им в воспитательно-образовательном процессе детей. А также поможет помочь им привить у детей любовь к чтению. Так же мы в своей работе стали применять новую технологию – дорожную карту. Она включает в себя образовательный маршрут, определённые задания, она охватывает все образовательные области.

Дорожная карта для родителей по развитию детей 6-7 лет (приложение)

  • Эта карта, индивидуальный маршрут ребенка в мир книг, помогает нам теснее сотрудничать с родителями. Наши советы и советы специалистов (психолога, логопеда, руководителя физкультуры, музыкального руководителя) направляют родителей, помогают им быть более компетентными в вопросах воспитания собственных детей. деятельность объединяет детей и родителей, вместе интересно проводить время, заниматься интересными делами, играть, посещать разные интересные места, открывать для себя что-то новое и т.д.

Обратную связь мы получаем от детей и родителей в разных формах. Это и подробные отчёты с фотографиями о выполненной работе в электронном виде; презентации, на которых выступают сами дети или с родителями; рисунки и поделки детей и родителей, рассказы детей о том, где были, что интересное видели, чему научились и многое другое.

В ходе работы мы проводили мониторинг речевого развития детей. Он показывает, что наша работа не прошла даром. Дети стали активнее общаться друг с другом, их словарный запас заметно расширился, научились составлять интересные рассказы и сказки, без затруднения могут назвать любимых авторов и любимые книги, с желание о них расскажут. Активнее занимаются театральной деятельностью.

Публицист С. Львов утверждает, что читать надо, и не просто читать, а приобщать к этому занятию своих близких. В своем публицистическом рассуждении автор высказывает мысль о том, что «домашнее чтение вслух делает семью более дружной и крепкой».

 

 

 

 

  • prilozhenie.docx.. 24,4 КБ
  • Опубликовано: 22.11.2017