Коррекция развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности
Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
Автор: Звонарева Татьяна Викторовна
Организация: ГКОУ «Осташковский детский дом»
Населенный пункт: Тверская область, г. Осташков
Я хочу предоставить свой опыт работы по теме «Коррекция развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности». Я работаю воспитателем дошкольной группы компенсирующей направленности Государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Осташковский детский дом». Группу посещают дети, имеющие различные диагнозы: это задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи, дети с расстройством аутистического спектра, с ДЦП.
Процесс развития таких детей – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на развитие у детей познавательной активности и повышают адаптивные возможности организма.
Именно театрализованная деятельность позволяет мне решить многие педагогические задачи во всех видах работы с детьми, где я развиваю фантазию, воображение, активизирую мышление, познавательный интерес, творческие возможности, развиваю речь и моторику.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразие. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения, учить, играя, и у детей она формируется постепенно.
И моя задача вовремя создать условия для её появления и развития. С этой целью был создан в группе уголок ряженья, театральный уголок, в котором имеются различные виды театра: театр картинок, театр на фланелеграфе, настольный театр, пальчиковый театр, театр игрушек, театр Би-ба-бо, конусный театр, шаговый театр, театр ложек, теневой театр, театр масок, также изготовлены различные костюмы.
В процессе театрально игровой деятельности цель моей работы: развитие речи детей в организованной театральной деятельности, формирование художественно-эстетического развития, формирование эмоционального восприятия жизни.
Задачи, которые я ставлю перед детьми:
- развитие звукопроизношения, слуховой памяти и фонематического слуха.
- развитие связной речи, речевого дыхания, артикуляционного аппарата.
- формирование правильного произношения звуков, правильного темпа речи и интонационно выразительности речи.
- обогащение и расширения словарного запаса.
- распознавать различное эмоциональное состояние и характер героев.
- развитие мелкой моторики.
- формировать навыки выражения эмоциональных состояний, используя мимику, жест, позу, движения.
Знакомство с театрализованными играми я начинаю с младшего возраста. Знакомлю детей с видами театра, развиваю внимание, воображение, помогаю прививать навыки отображения различных черт характера. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли, инсценировки, которые разыгрывают старшие дошкольники или воспитатели. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Я побуждаю малышей общаться с куклой, хорошенько её рассмотреть. Незаметно малыши включаются в театральные игры. Так же в младшем возрасте я уделяла большое внимание уголку ряженья. Маленькие дети – замечательные актёры: они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развивать и обыгрывать сюжет они не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. В этом возрасте я использую потешки, попевки, небольшие эпизоды.
Все театрализованные игры строятся на материале сказок. Учу детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, так же выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Малышам старалась давать небольшие задания, например: предлагала пробежать как Жучка или кошка, произнести слова тонким голосом как мышка, или весёлым звонким, как внучка. Детям было интересно, когда они не только говорят, но и действуют как герои сказок.
Естественно дети не сразу овладевают умением: они скованны, речь их не выразительна, небрежна. Что бы помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, вести себя непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх – занятиях.
Для этого я использую упражнения на развитие артикуляционной гимнастики: («вкусное варенье», «чашечка», «часики», «лошадка» и др.)
Создана картотека упражнений на развитие мелкой моторики (различные виды пальчиковой гимнастики), это необходимо для кукловождения.
Также использую склонность детей к подражанию, добиваюсь интонационной выразительности: («назови своё имя ласково», «испуганная мышка», «хитрый волк», по сказке «три медведя» и др.), где дети учатся воспроизводить звуковые образы. Цель работы над интонацией добиться выразительности и естественности речи.
С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные пластические этюды: («кошка осторожная», «деревья колышутся», «бабочка летает с цветка на цветок», «неуклюжий медведь идёт к домику» и др.) здесь я учу детей выполнять соответствующие движения, выполняя действие, ребёнок развивает те или иные группы мышц.
Также создана картотека на развитие мимических этюдов: («медведи удивились», «внучка испугалась», «волк злой», «зайка плачет» и др.), где я учу детей по выражению лица (глазами, бровями, губами) определять настроение человека. Выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон и т.д.)
В средней группе: ребёнок постепенно переходит: от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя. В этом возрасте я знакомлю детей с ширмой, уделяю внимание кукольному театру, инсценировкам. Дети, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. Углубляется интерес к театрализованным играм. Я учу детей сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства. Театрально – игровой опыт детей расширяется за счёт освоение игры – драматизации. В работе использую обыгрывание эпизодов сказок: («Кто сказал мяу», «Три медведя», «Репка» и др.)
В старшем возрасте: театрализованная деятельность приобретает партнёрство между детьми. В этом возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры. С детьми для малышей и мы поставили спектакли по сказкам: «Цветик-семицветик», «Курочка Ряба», «Рукавичка».
Начиная заниматься театрализованной деятельностью, я задавалась вопросом:
- Каким образом театральная деятельность поможет развивать у детей познавательную активность и повышать адаптивные возможности организма?
- Каким образом занятия театральным искусством позволяют влиять на состояние здоровья ребёнка, на развитие речи?
Опираясь на собственный опыт, я могу сказать, что вовлечение в театральную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительному терапевтическому эффекту, коррекции психоэмоционального состояния, а также влияет на развитие многих компонентов личности данной категории.
Использование театрализованной деятельности позволяет не только знакомить детей с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребёнка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.