Пляска — основной жанр казачьего танца
Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО
Автор: Блинова Жанна Владимировна
Организация: МОУ детский сад № 128
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
- Возрождение национального самосознания.
В настоящее время в нашей стране, в том числе и в дошкольном образовании, наблюдается всплеск национального самосознания. Идет активное изучение культуры родного края. В Волгоградской области заметен интерес к донскому казачьему музыкальному фольклору.
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии казаков наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. Танцевальную культуру донского казачества необходимо осваивать, любить и сохранять.
2.Состояние проблемы в дошкольном образовании.
Как известно, современная программа детского сада на 40% должна состоять из регионального компонента, следовательно, и из включения казачьего фольклора, в том числе плясок, в работу с детьми. Однако на практике музыкальный руководитель сталкивается со следующими проблемами:
- Отсутствие методических разработок движений казачьих плясок (лишь сборник «Музыка и движение» игра «Чапаевцы» муз.Т.Вилькорейской.
- Не все детские сады работают по программе «Истоки» или по программе глубокого погружения в мир донской казачьей культуры.
- Исследования по данной теме принадлежат педагогам дополнительного образования, работающим с подростками или педагогам кадетских казачьих корпусов, школ-интернатов.
Таким образом, встает необходимость собственной методической разработки казачьих танцев, адаптированных под интеллектуальные и физические возможности воспитанников.
Следует подчеркнуть: речь не идет о внедрении в практику музыкального воспитания подлинного казачьего этноса. Этим занимается наука – этнопедагогика. Здесь говорится о воспитании интереса к своим корням. Танцевальную культуру донского казачества необходимо осваивать, любить и сохранять, передавая ее подрастающему поколению.
- Подготовка педагога:
а/ изучение донских танцевальных традиций.
Пляска (движения строго регламентированы) – основной жанр казачьего танца. Раньше носила обрядовый, затем – бытовой характер .Она бывает мужская, женская, общая.
В казачьей пляске трудно отыскать именно донские танцевальные движения, здесь перемешалось влияние русской, кубанской, терской танцевальной культуры. Широкий шаг характерен жителям равнин, частые шаги –жителям гор (казаки часто брали жен в полон).Т.о., казачья культура объединяет различные этнический народы, идет их взаимовлияние и взаимопроникновение на общерусской основе.
Спецификой культуры казачества является то, что это –культура гендерного типа. Главный здесь – мужчина–воин, его танец –«шермиции». Донские казаки – прекрасные наездники. С детства они овладевают искусством верховой езды. Неудивительно поэтому, что многие элементы движений народной мужской донской пляски передают характер езды на лошади, являются подражанием джигитовке («галоп», « лампасы»).
По существу – это подготовка к бою. Старейшие казаки говорили: «…хочешь правильно двигаться в бою –научись плясать». Военноначальники по характеру движений в пляске выбирали себе бойцов. Главное – осанка и дыхание. Это выпрыгивание с саблей и без, элементы самообороны, дезорнетация противника.
Женские движенияв сравнении с русскими более смелы и задорны, даже дерзки (руки на груди, в боки, резкие взмахи). Это притопы или пружинистые приседания, голова не должна подскакивать. Женщины «летают» по сцене.
б/ изучение костюмов.
Важно, чтобы уметь рассказать детям.
Мужской костюм – синие шаровары. В них удобно сидеть на коне. Лампасы – символ казачьей вольности. Бешмет – присборенная рубашка. Современные казаки носят военную гимнастерку. На голове – кубанка (папаха, фуражка), куда клали важные документы или использовали в обрядах.
Девочки – казачки носили сарафаны. Донские женщины- казачки в старину одевались по-восточному: носили платье –кубелек, напоминавшее татарский комзол. Знаменитая парочка пришла в начале ХХ века из городской моды.
Таким образом, одежда казаков имела бытовое значение. Сценическая одежда имеет свои законы. Казачий костюм для сцены – это стилизация в пользу удобства.
Костюм должен быть приближен к реальности.
в/.подбор музыки.
Обычно – несколько куплетов песни с припевом. Это – музыкально-песенный фольклор казачества, фортепианная и инструментальная музыка, музыка русских композиторов
- Принципы построения композиции, женские и мужские танцевальные движения (подробно).
- С переносов танцев на сцену исчез игровой и импровизационный элемент пляски, стало больше отточенности движений и трюков. Стала нужна хорошая физическая подготовка танцоров. Сейчас пляска состоит из набора фиксированных движений. Бывает мужская, женская, общая.
- Не должно быть перегруженности движений (рекомендации хореографов)
-Испокон веков любой народный праздник начинался с прохождения людей по деревне. Как снежный ком с горы, начавшись в одном конце селения с небольшой группы, заканчивался на другом большой толпой, собрав по пути всех желающих.
Обычно солист проходит круг, далее идет его красивый танец, затем –«заспор» - выходит со своим танцем конкурент.
- Движения мужской казачьей пляски
-«Чистим штаны»
-«Мячик»
-«Лампасы»
-«Молодец-удалец»
-«Топота»
-«Хлопушка»
-«Потяни носок в кружении»
-«Поскачем на лошади»
-«Козлик»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЫТОВЫХ АКСЕССУАРОВ:
-сабли («Береги шашку» - придерживают на боку,
Опора на шашкув приседе,
сражение
девочка прыгает через шашку
вращение одной, двумя
-лошадь
-плетка
СВЯЗКИ МУЖСКИХ ДВИЖЕНИЙ:
-из «Маруси»
-из интернета
2. Движения женской казачьей пляски:
-Ковырялочка
-Ковырялочка в прыжке
-Ходьба мелкая на полупальцах
-Положение рук: в боки или сложены на груди (полочка)
-Размашистые движения рук
-Притопы
кружение (соло)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЫТОВЫХ АКСЕССУАРОВ:
-Платочек (крутят им, перебрасывают друг другу)
-Плетка
-Шаль
-Каравай («Встреча донских казаков»)
-прыжки через шашку (соло)
СВЯЗКИ ЖЕНСКИХ ДВИЖЕНИЙ:
3. Движения общей казачьей пляски
ШАГИ:
-прямой галоп
-казачий шаг (с припаданием)
-скачут на лошади (1 колено)
-топающий шаг
ПОДДЕРЖКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРЕ:
-Положение рук – 1 рука вперед
-Окошко (идет, кружится, переходит к другому партнеру)
-Кружение калачиком (мое)
-Воротики (мое)
ПЕРЕСТРОЕНИЯ, ФИГУРЫ ПЛЯСКИ:
-В воротики наискосок (мое)
-Полукруг и солист
-Круг мальчиков и девочек, их поочередное соревнование
-Расческа
-Мальчики вперед, девочки назад и наоборот
4 Поклон и выкрики.
-Поклон скромный (руки «приклеены» к бокам)
-возгласы: девочки «У-ух!», мальчики –«Любо», «гутарить», «раз=два-казачок!»)
Методы обучения.-
-использование видеозаписей и фотографий (интернет-ресурсов586586)
-метод упражнения, наглядный пример
-подговорки
-Объяснение значения движений, сравнение контрастных движений.
-Образные сравнения»
Музыка
-Трава моя, травонька
-Донской казачок
-Ой что-то мы засиделись, братцы…
-Эх молодцы, молодцы (казачья строевая)
-Варенька
-Ты кума моя, паранья
Библиографический список
- Абраухова В.В. Роль педагога дополнительного образования в формировании творческой направленности ребенка // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 1. С. 155-157.
- Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. -Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
- Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 (22). С. 13.
- Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013
- Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 31.
- Летучева С.К. Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 (25). С. 8.
- Погонцева Д.В. Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания толерантности // Современная этничность и диалог культур: сборник научных работ / под ред. В.В. Сербиненко, Н.М. Асратяна. – Наб. Челны: ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2013. С. 24-31
- Погонцева Д.В. Культурно-исторический анализ костюма как визуальной презентации представлений о внешней красоте // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. № 5. С. 116-119.
- Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010
- Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.