Использование игровых приемов в организации совместной деятельности с детьми младшего возраста, способствующие их легкой адаптации

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Чудина Александра Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №20»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Дети по-разному ведут себя при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. Задача воспитателя: выяснить причины этих различий, понять интересы каждого малыша, «проникнуть в духовный мир ребенка»

(В.А.Сухомлинский).

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. Мамам и папам важно, чтобы малыш быстро и безболезненно привык к детскому саду, воспитатели же заинтересованы в том, чтобы разрешение противоречий между возможностями ребенка и новой для него среды послужили источником дальнейшего развития детей, фактором приобретения нового социального опыта.

На основании работы в группе раннего развития я пришла к выводу, что, если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого, который рядом, процесс адаптации протекает успешнее. Как же транслировать свое позитивное внимание, дать почувствовать, что он любим и защищен в незнакомой для него ситуации? Конечно же в этом помогут ласковый взгляд в глаза ребенку, прикосновения к нему. Но все это на мой взгляд должно быть облечено в игровую форму, так как позволяет одновременно и успокоить, и заинтересовать малыша, отвлечь его от мыслей о маме, о доме, пусть даже на неопределенное время.

Именно поэтому я выбрала такую организацию жизни ребенка в нашей группе, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. У детей раннего возраста в период адаптации наибольшую роль играет уровень их социализации в коллективе, в частности наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры. С ней связано возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умения считаться с интересом окружающих.

Игра -это жизнь преломленная сквозь психику ребенка. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

Поэтому я решила использовать игру, как средство для успешного прохождения адаптации.

Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Игра имеет ряд преимуществ перед остальными средствами релаксации:

  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • даёт возможность пережить массу эмоций.

«Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).

Основная задача воспитателя – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

В данный период я использую не только индивидуальные, но и фронтальные игры, что бы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.

Я уверена, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты с ребёнком- это помощь и забота.

Основная моя задача как педагога на первом этапе - заслужить доверие ребёнка. Детям нравится, когда воспитатели эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. Когда у них весёлое настроение, они умеют создать его и другим, они способны увлечённо играть и придумывать истории. Как показывает опыт нашей группы, работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Её необходимо планировать. Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа помогает мне переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.

Планирование ведётся по четырём направлениям:

  1. Игровое взаимодействие со взрослым.
  2. Играем и строим самостоятельно.
  3. Формируем эмоциональную отзывчивость.
  4. Развиваем двигательную активность.

Планируя игровое взаимодействие со взрослым, следует подбирать разнообразные виды игр:

  • сюжетные игры снимают эмоциональное напряжение, развивают навыки взаимодействия, а также внимание, речь, воображение: у нас в группе мы играем в такие игры как: «Семья», «Больница», «Парикмахерская».
  • игры с водой способствуют эмоциональному расслаблению, релаксации: «Ну-ка вылови» (дети с помощью ложки вылавливают предметы из воды), «Волшебный камешек» (чем отличается сухой камешек от мокрого), «Надо, надо помогать» (поручения детям- помыть кукольную посуду, постирать платье куклы).
  • игры с песком выполняемые ребенком успокаивают его нервную систему, развивается мелкая моторика рук: «Построим башню», «Отгадай, что спрятано в песке», «Песочные узоры», «Угощения для зайчика», «Рисуем палочкой».
  • пальчиковые игры: «Семья», «Сорока-белобока», «Коза-рогатая», «Пальчиковая гимнастика».
  • игры с дидактическими игрушками: «Шнуровка», «Собери картинку», «Кто, где живет?»
  • игры- забавы позволяют развивать у ребенка чувство юмора, учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми, снимают стресс: «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит», «По ровненькой дорожке», «Карусели».

В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей:

  • строительные игры развивают творческие и умственные способности ребенка, его самостоятельность, усидчивость, внимание: «Построим гараж», «Домик для зайчика».

В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» я включаю:

  • чтение стихотворений, рассказывание сказок;
  • пение песенок, слушание музыки;
  • рассматривание игрушек, книжек, картинок;
  • наблюдение за объектом природы: «Птичка-невеличка», «Что за чудо цветок?», «Листопад, листопад…», «Белый снег кружится, падает ложится», «Жук, жук не жужжи, а где спрятался скажи».

Планируя раздел «Развитие двигательной активности», я подбираю:

  • игровые упражнения,
  • подвижные игры,
  • музыкальные игры,
  • пальчиковые упражнения.

В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, уверенность в себе, в собственных силах. Игры помогают преодолеть робость, застенчивость, страх. Подвижные игры создают дополнительные возможности общения детей со сверстниками и взрослыми.

Требования к игрушкам имеют важное значение в моей работе, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление с цветом и формой);
  • возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого, например, для коллективных построек) ;
  • высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.
  • многофункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения);

Для достижения наибольшего педагогического эффекта, тесно взаимодействую с родителями, провожу консультации, беседы, даю практические советы: «Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям», «Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников», «Какие игрушки нужны ребенку раннего возраста», «Игра в жизни ребенка», «Игры с водой и песком для малышей», «Чтобы ребёнок с желанием убирал игрушки».

Главная задача моей работы: это сделать так, чтобы детский сад стал для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Пусть не сразу, но он превращается для ребенка в привычный, хорошо знакомый и уютный мир. Для того чтобы это действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным — и активным. В наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!

Опубликовано: 18.12.2017