Система работы с родителями по ФГОС ДО в дошкольном отделении

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Ненич Оксана Геннадьевна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Зеленоград

В требованиях ФГОС ДО подчёркивается, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй и детский сад является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с требованиями ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность. Родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в психолого-педагогической области. Поэтому цель и задачи дошкольного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, а также педагогический коллектив должен обеспечить:

  • открытость дошкольного образования;
  • создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
  • образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Образовательной Программы, в том числе в информационной среде.

Таким образом, педагогический коллектив ставит перед собой цель: создание условий для формирования партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников и повышение педагогической культуры родителей.

Система работы с родителями по ФГОС ДО

Нами используется система работы, состоящая из 5 блоков:

Блок 1 «Знакомство»;

Блок 2. «Информация»;

Блок 3. «Все вместе»;

Блок 4. «Обратная связь».

Блок 1 «Знакомство»

В начале учебного года педагогами дошкольного отделения проводится анализ социального статуса семьи, ожиданий родителей от пребывания ребенка в детском саду. Используются наиболее распространённые методы изучения семьи: анкетирование, беседа, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Анализ социального статуса позволяет педагогам выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Блок 2. «Информация»

Педагогами дошкольного отделения для семей воспитанников предоставляется разнообразная информация:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
  • информация о предстоящих мероприятиях; отчёты и фотоотчеты о работе группы;
  • информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи и благодарности; поздравления с днем рождения и праздниками;
  • папки–передвижки: «Здоровье дошкольника», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и многие другие;
  • информация на сайте школы, на страницах групп в интернете.

Блок 3. «Все вместе»

Педагоги активно сотрудничают с семьёй, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний;
  • мастер-классы, деловые игры, консультации, круглые столы;
  • дни открытых дверей;
  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития;
  • участие семей в творческих конкурсах, выставках;
  • оказание дополнительных образовательных услуг;
  • организация совместной трудовой деятельности;
  • реализация совместных проектов;
  • участие семей в акциях (экологических, социальных, тематических).

Блок 4. «Обратная связь»

Для эффективной работы с родителями педагогами используется обратная связь: отзывы и предложения родители могут оставить на страницах группы в интернете, на сайте школы или в других организованных мессенджерах; удовлетворённость родителей образовательными услугами дошкольного отделения исследуется педагогами посредством анкетирования.

Использование разработанной системы работы даёт определённые результаты: создаётся атмосфера взаимоуважения, родители становятся активными участниками образовательной деятельности дошкольного отделения, создаются партнёрские отношения между родителями и педагогами.


 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
4. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.- сост. Глебова С.В.- Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005 – 111 с.

5. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2001.-224 с.

6. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

7. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – м.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.- 140 с.

8. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.

9. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. – М.: 1979.
10. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

11. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

Опубликовано: 05.02.2018