Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников посредством малых фольклорных форм в группе ДОО

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Казмалы Виолетта Вячеславовна

Организация: МАДОУ ЦРР - Д/С № 111

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Проблема развития грамматически правильной связной речи у детей решается на всех этапах дошкольного детства.  У малышей 3-4 лет речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащается активный словарь, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Происходит развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Младших дошкольников привлекает знакомство с книжной культурой, детской литературой. Происходит понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [16, с.42-43]

Малые фольклорные формы развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние эмоционального комфорта. Пением песен приучают ухо ребенка различать тональность слов, интонационный слой родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен [2, с.61-68].

Но, в то же время, в речи детей младшего дошкольного возраста встречаются речевые ошибки. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости целенаправленной работы по профилактике речевых нарушения у младших дошкольников. Малые фольклорные формы могут стать одним из самых действенных средств в развитии всех компонентов речи младших дошкольников, а также для профилактики речевых нарушений у детей данного возраста [22, с.15-18].

На основе речевых нарушений у младших дошкольников возникают психологические проблемы в общении со взрослыми и сверстниками в группе детского сада, дети стесняются проявить инициативу в игре, в общении, подойти к взрослым, попросить о помощи. Недооценка необходимости целенаправленной работы по профилактике речевых нарушения у младших дошкольников в дальнейшем может повлечь за собой проблемы в развитии разных сторон речевой деятельности детей, а, следовательно, появятся проблемы в школьном обучении, в общении с людьми и во всей дальнейшей жизни ребенка. Малые фольклорные формы могут стать одним из самых действенных средств в развитии всех компонентов речи младших дошкольников, а также профилактикой речевых нарушений у детей данного возраста.

Детский фольклор предстает как хорошо организованная система, хотя она и складывалась стихийно. Она соединила в себе традиции и новизну поздних времен. Все виды фольклора выполняют свою «человекообразующую» роль. Они являются для ребенка началом всех начал. И все очевиднее становится непреходящая абсолютная ценность фольклора – те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека – прежде всего потребности ребенка в ярком, бодром художественном слове [7, с.15-18].   

Т.О. мы поставили перед собой цель: подобрать, отобрать, апробировать необходимый материал для профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста на основе малых фольклорных форм: потешки, стишки, сказки, шутки и другие фольклорные произведения устного творчества.  

Нами были отобраны произведения малых фольклорных форм: песенки, потешки, прибаутки, сказки и другие произведения.

Далее в повседневной деятельности происходило формирование речевых навыков детей. Собирался, систематизировался и обобщался речевой материал, который мы использовали для работы с детьми   в разных видах деятельности, расширялся и уточнялся словарь, развивалась и активизировалась связная речь. Осуществлялась подготовка к коррекции звукопроизношения.

При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно использовали произведения малых фольклорных форм. А именно, читали, рассказывали детям произведения малых фольклорных форм, играли в игры под фольклорное сопровождения, давали прослушивать музыкальные произведения детям по данной теме. Знакомили с фольклором с помощью мультипликационных фильмов для данного возраста.  Рассказывали и показывали детям сказки с различными видами театров, использовали яркие картинки, игрушки, иллюстрации в работе с детьми.

Нами была проведена работа по развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, речевого слуха, дыхания. Мы использовали различные фольклорные игры на звукоподражание, такие как: 

«Савка и Гришка сделали дудУ.

Савка  и Гришка сделали дудУ.

Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУууу!

Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУ!»;

 

Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Предлагали детям пожужжать, как пчела:

Пчёлы гудят –

В поле летят.

С поля идут -

Медок несут.

Пощелкать языком «как скачет лошадка»:

Чики, чики, чикалочки,

Едет мужик на палочке,

Жена на тележке –

Щелкает орешки…;

 

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке.

Жена на  коровке,

Детки на телятках,

Внуки на козлятках,

В ямку – бух!

Раздавили сорок мух!

При звукоподражании шуму ветра, мычанью коровки, жужжанию пчелы и д.р. у детей отмечалась высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ли-ла-ло) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов.

Для развития мелкой моторики и развития артикуляционного аппарата мы использовали народные стишки:

Динь-динь-бом, Динь-динь-бом («позвенели» у правого уха)

Ходит кошка с бубенцом.

Мыши сразу услыхали. (руку к левому уху)

Динь-бом, динь-бом.

Быстро в норку убежали ("бежим" пальцами по столу)

Динь-бом, динь-бом.

Затворили крепко дверь. (спрятали руки под стол)

Динь-бом, динь-бом.

Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком)

Динь-бом, динь-бом.

Малые фольклорные формы использовались в работе с детьми во всех видах деятельности (на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, на занятиях по развитию речи, на занятиях продуктивными видами деятельности и др.)  На физминутках с детьми мы использовали логоритмические стишки, потешки для совершенствования темпо-ритмической стороны речи, обогащения словаря, построения грамматически правильных речевых высказываний.

В обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе нами были сделаны различные дидактические игры по мотивам произведений малых фольклорных форм. Разные задания для самостоятельного использования детьми в группе по мотивам фольклорных произведений: раскраски, игровые лабиринты; схемы-картинки для продуктивной деятельности детей – в лепке, в аппликации, в рисовании, в ручном труде.

Собрана коллекция книг, распечаток и картинок, иллюстраций по мотивам русского фольклора для детей. Сделаны разные виды театров по мотивам сказок и других малых форм фольклора. Подобраны игрушки и разные другие аксессуары для режиссерских игр детей в группе по мотивам русского фольклора. Собрана электронная коллекция мультфильмов и сказок для младших дошкольников.

В группе постоянно оформляются выставки детских работ по данной теме. Выставки книг, картинок, игрушек по данной теме, аксессуаров русского-народного и коми народного творчества.

Работа с родителями включала в себя помощь родителей при создании различных мини-музеев и выставок, таких как предметы декоративно-прикладного искусства, деревянных игрушек, книг для детей с яркими иллюстрациями, изготовление пальчикового театра, изготовление костюмов для театральной деятельности детей по мотивам русского фольклора и др. С родителями младших дошкольников проведены консультации по темам: «Речевые нормы детей младшего дошкольного возраста», «Роль фольклора в воспитание детей младшего дошкольного возраста». Каждой семье была предложена индивидуальная тетрадь по развитию речи ребенка для индивидуальных занятий дома.

В результате проведенной работы мы отобрали и составили сборник произведений малых фольклорных форм по следующим направлениям:

1. развитие артикуляционного аппарата,

2. развитие крупной и мелкой моторики,

3.  совершенствование фонематического слуха,

4. совершенствование понимания речи,

5. совершенствование лексико-грамматических категорий,

6. развитие звуковой культуры речи.

Для использования в повседневных режимных моментах с детьми, на занятиях по развитию речи, в различной совместной деятельности воспитателя и детей, а также были разработаны индивидуальные тетради по мотивам произведений малых фольклорных форм для самостоятельного использования детьми в группе, для индивидуальной работы воспитателя и детей, и  родителей и ребенка дома. Работа продолжается.

 

Использованная литература:

  1. Архипова  Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста:  учебное пособие. - М.: ACT: Астрель, 2007.- 224c. 

  2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников. / Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.

  3. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем.- Биробиджан: ОблИУУ, 2005.- 36 с.

  4. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс»,2013. -160с.

  5. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: «Изд-во «Детство - Пресс», 2003.

  6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Спб.: Из-во «Лань», 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru. 

  7. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С.15-18. 

  8. Галкина Г.Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М.: Гном и Д. 2011. - 40 с.

  9. Детский фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста  [Электронный ресурс]    URL:  https://multiurok.ru/files/dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-d.html.  

  10. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. [Электронный ресурс] URL:http://stomfaq.ru/kniga-uchite-detej-otgadivate-zagadki-prednaznachena-dlya-vosp/index.html#pages.

  11. Кабушкина, М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

  12. Кольцова, М. М., Рузина, М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб. : САГА, 2002. - 224 с.

  13. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1. Младенчество; Детство / Сост., подгот.текстов, всуп. статья и коммент. В.Аникиа. – М.: Худож. лит., 1991, - 589 с.

  14. Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором. / Дошкольное воспитание. 2000.-№ 11, с.39 - 42.

  15. Одина Г. В. Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/opyt-raboty-ispolzovanie-malyh-form-folklora-v-razvitii-detey-rannego  

  16. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара - 2 младшая группа». Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) – Сыктывкар, 2018.

  17. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. / Дошкольное  воспитание. 2000. №7. С.15-18. 

  18. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.

  19. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста : пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеева. — 5-е изд. - М. : Просвещение, 1981. — 159 с.

  20. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972.

  21. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240с. 

  22. Файловый архив студентов. Типичные ошибки в речи детей [Электронный ресурс]  URL: https://studfiles.net/preview/1713915/page:7/      

  23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М.Ф. Фомичева. М.: Педагогика, 2001. 346 с.

Опубликовано: 25.08.2019