Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Антонова Юлия Викторовна

Организация: ГБОУ СОШ №2 СП «Золотой петушок» пгт. Усть-Кинельский г.о. Кинель

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Усть-Кинельский

В своей работе мы часто сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, испытывают трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого.

Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.

Правое полушарие отвечает за воображение, оно позволяет человеку мечтать, воображать, фантазировать, и, как следствие, - сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.

Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого.

Необходимо развивать межполушарные связи, это очень просто сделать, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, т. е. выполняя движения левой рукой или ногой мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой – левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи. Существуют простые упражнения, стимулирующие активность головного мозга, посредством воздействия на рефлекторные точки. В результате применения этих упражнений, ребёнок сможет дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. А помогут нам в этом игры и упражнения.

 

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование межполушарных взаимодействий.

 

«Лифт».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, точности и координации движений) формирование функции контроля.

Возраст: от 5 лет.

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль тела. На заранее заданный счет (от1 до 10) ребенок поднимает одновременно противоположные руку и ногу (например, правую руку и левую ногу) так, чтобы пальцы руки и ноги были направлены в потолок. Выполнение должно быть синхронным, плавным, без остановок и колебательных движений.

Задача ребенка – рассчитать и спланировать движение так, чтобы оказаться в конечной точке не раньше и не позже заданного счета. После этого рука и нога также синхронно и плавно опускаются под счет на пол.

Маленькому ребенку к руке и ноге можно прикрепить небольшие игрушки, предложив поиграть в подъем и спуск пассажиров на лифте.

То же движение выполняется другими рукой и ногой.

 

«Марш».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, функции контроля, чувства ритма.

Возраст: от 5 лет.

Исходное положение: стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука повернута ладонью вверх, другая – ладонью вниз.

1-й уровень сложности. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней.

2-й уровень сложности. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два.

3-й уровень сложности. После освоения добавляются глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях. Например, глаза перемещаются в сторону той руки, которая повернута ладонью вверх.

 

«Перекрёстные шаги».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, чувства ритма) преодоление синкинезий.

Возраст: от 5 лет.

Исходное положение: стоя. Задача ребенка – координировать движения так, чтобы в такт движению руки одновременно двигалась противоположная ей нога.

1-й уровень сложности. Ребенок шагает, двигая руками так, чтобы ладонь правой руки касалась левого колена, а ладонь левой руки – правого.

2-й уровень сложности.

Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Движение не только вперед, но и назад.

3-й уровень сложности. При шаге правой ногой левая рука касается правого плеча, при шаге левой ногой – правая рука касается левого плеча. При каждом шаге кончик языка показывает на свободное плечо (которого не касается рука). Движение как вперед, так и назад.

 

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование межполушарных взаимодействий на балансировочной доске.

 

«Молоток – утюг».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.

Возраст: от 6 лет.

Оборудование: балансировочная доска.

Исходное положение: стоя на балансировочной доске.

Правой рукой ребенок совершает горизонтальное движение («помогая маме гладить утюгом»), а левой рукой – одновременно – вертикальное движение («помогая папе забивать молотком гвозди»). Затем руки меняются: левая «гладит», правая «забивает».

 

«Жонглер».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.

Возраст: от 6 лет.

Оборудование: балансировочная доска, 2 мячика или мешочка с крупой.

Исходное положение: стоя на балансировочной доске. В каждой руке у ребенка по мячику.

1-й уровень сложности. Ребенок одновременно бросает мячик правой рукой вверх, левой – вниз) затем наоборот.

2-й уровень сложности.

Ребенок одновременно перебрасывает мячи из руки в руку.

 

«Палочка - поймалочка».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.

Возраст: от 6 лет.

Оборудование: балансировочная доска, гимнастическая палка.

Исходное положение: стоя на балансировочной доске. Одной рукой ребенок вертикально держит перед собой за нижний конец гимнастическую палку. Задача ребенка – разжав руку, которая держит палку за нижний конец, другой рукой поймать палку за верхний конец. Поменять руки.

 

«Вертолет».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.

Возраст: от 5 лет.

Оборудование: балансировочная доска, гимнастическая палка.

Исходное положение: стоя на балансировочной доске. В руках гимнастическая палка.

1-й уровень сложности. Ребенок вращает палку во фронтальной плоскости, поочередно поворачивая кисти рук и перехватывая палку – имитация вращения винта вертолета или пропеллера.

2-й уровень сложности.

То же, но держа руки за спиной.

 

«Ухо - нос».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, осознание схемы тела, баланса.

Возраст: от 5 лет.

Оборудование: балансировочная доска.

Исходное положение: стоя на балансировочной доске. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.

2-й уровень сложности.

То же, но в быстром темпе.

Регулярное выполнение упражнений способствует интеграции работы двух полушарий и развитию психических функций ребенка. Рекомендуемая частота занятий – 2-3 раза в неделю, в течение 7-8 недель.

Также в формировании межполушарного взаимодействия помогают прописи, рабочие тетради и раскраски под редакцией Т.П. Трясоруковой. Они являются одним из напрвлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. Включают в себя графические задания, игровые сеансы на основе активизации визуального и тонкомоторного взаимодействия.

 

 

 

Используемая литература

  1. А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
  2. А. Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г.
  3. В. Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
  4. В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
  5. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масгутовой, Москва, 1997 г.
  6. Т.П. Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями», Феникс, 2019
  7. Т.П. Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Феникс, 2019
  8. Т.П. Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика, Феникс, 2019

 

 

 

 

Опубликовано: 20.11.2019