Родительское собрание–практикум «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего дошкольного возраста»

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Гергерт Людмила Валерьевна

Организация: МАДОУ № 22 «Орлёнок»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Карпинск

Цель: формирование у родителей представлений о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.

Задачи:

-Повышение педагогической культуры родителей.

- создать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

- определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

- расширить и систематизировать практическую деятельность по данному направлению.

Подготовительная работа.

Видеозапись занятия с детьми «Солнышко и дождик»

• Брошюры-памятки для родителей «Любимые пальчиковые игры и упражнения»

• Организация выставки: «Нетрадиционное оборудование для развития мелкой моторики»

• Папка-передвижка: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Развитие мелкой моторики способствует:

- Развитию познавательных способностей

- Развитию речи

- Развитию собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего возраста. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

 

Удивительная работа по освоению речи проходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза! В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Изучением мелкой моторики занимались такие ученые, как Н. А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М.М. Безруких, М. Монтессори и др. Исследователи, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. И.Кант писал: «Рука - вышедший наружу мозг».

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

Мелкую моторику рук развивают:

-Пальчиковые игры с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

-Массаж с растиранием пальчиков;

-Шнуровки-застёжки;

-Игры с природным материалом;

-Игры с предметами домашнего обихода;

-Игры с песком и водой;

-Пальчиковый театр;

-Дидактические игры;

-Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

-Прозрачный мольберт

 

 

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»

Угадайте, как их звать?

Действительно, это пальцы. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее развитию мелкой моторики рук у ребенка.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (писать, рисовать).

Значение мелкой моторики очень велико! Оно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев. Которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки. Застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос родителям: знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (обмен мнениями)

Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

«Капуста»

(говорить ритмично)

Мы капусту рубим, рубим.

(руками показываем, как мы рубим капусту)

Мы морковку трем, трем

(руками показываем, как мы трем морковку)

Мы капусту солим, солим

(пальчики щепоткой – солим)

Мы капусту мнем, мнем

(руками «мнем» капусту)

2. Шнуровки – застежки – это следующий вид игрушек развивающих мелкую моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки из разного материала, размера, цвета и формы. Их можно сделать своими руками

(предлагается родителям сделать шнуровки – застежки 3-4 шт)

3. Игры с природными материалами: шишками, крупами, камешками и другими сыпучими материалами – пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме и тд.

Вопрос родителям: как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (обмен мнениями)

Для развития мелкой моторики рук нужно использовать продуктивную деятельность:

- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

- рисование карандашами. Именно карандашами, а не красками или фломастером «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилие для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того чтобы провести линию, той или иной толщины.

Игры-инсценировки с пальчиковым театром учат действовать пальчиками, передавая эмоции героя. (Родители инсценируют сказку «Курочка Ряба»)

- застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок – хорошая тренировка для пальцев

В центре «Воды и песка» проводятся опыты «Откуда берётся дождик», «Водяная мельница», «Тонет – не тонет» и так далее. Организую игры с водой и песком: «Разноцветные формочки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном центре дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.

Сухой бассейн – используется для одновременного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите любую емкость, наполните ее горохом или фасолью, положите различные мелкие предметы. (родители пробуют найти игрушки)

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:

- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

Песочница - это водонепроницаемый ящик прямоугольной формы, выкрашенный внутри в голубой цвет, где борта символизируют небо, а дно - воду. Чистый, кварцевый, просеянный мелкий песок, который лепится при намокании. А также огромная коллекция миниатюрных фигурок, деревьев, животных, насекомых, ракушек, камней, рыб, млекопитающих, динозавров, военных, всех видов транспорта и т. д. Занятия проходят как с сухим, так и с мокрым песком. Особенностью является моя структура занятия, что подразумевает под собой ритуал вхождения в песочную страну и ритуал выхода из песочной страны. Дети погружают руки в песок на некоторое время и наполняются силой и энергией, положительные эмоциями, которые условно дает им песок.

  • дидактический материал для рисования, развития пространственного мышления, логики- прозрачный мольберт. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, используя для «художеств» кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются работы, выполненные водными маркерами. Рисование на прозрачном мольберте – это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это умение изобразить окружающий мир, а также развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта. В процессе работы малыш учится различать цвета и оттенки, размер предметов, их пространственное расположение.

И самое главное, хочу заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь и конечно быть терпеливым и спокойным.

Заключение.

Рефлексивно-оценочный компонент: покажите свое отношение к данному собранию.

Зелёный смайлик- Понравилось, узнал много полезного

Жёлтый смайлик-Мне все это уже известно, ничего нового.

Красный смайлик-Не понравилось.

Литература.

1.Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т. И. Оверчук. - СПб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003.

2. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

4. Запорожец, А. В. Психология / А. В. Запорожец - М. : Сфера, 2001.

5. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999.

 

 

Опубликовано: 18.06.2022