Формирование краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием полихудожественного подхода
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Раднова Ирина Алексеевна
Организация: МБДОУ детский сад №22 «Улыбка»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Основная цель краеведения в условиях поликультурного этнического региона воспитание уважения к культурным традициям этносов, воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому, что все взаимосвязано.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, окружающей среде, культуре.
Очень важно не просто знакомить детей с историческим прошлым страны, края, вызывать гордость за их достижения, а привить детям чувство привязанности к родному дому, семье, к природным и культурным ценностям родного края, традициям и истории родной страны, чувство гордости за мужество и героизм соотечественников, стремление к процветанию отчизны. Все перечисленные качества нужно воспитывать в ребенке через призму любви, доброты и созидания. На современном этапе развития общества становится актуальной необходимость воспитания личности, способной воспринимать и преобразовывать действительность "по законам красоты". Формировать у детей эстетическое восприятие окружающей действительности - задача творческого воспитателя.
Поэтому в своей работе использую полихудожественный подход в формировании патриотических чувств и краеведческих представлений у детей. Он заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности художественно-эстетического и социально – коммуникативного развития.
Идею полихудожественного подхода к воспитанию впервые обосновал доктор педагогических наук, профессор Б.П. Юсов.
Полихудожественный подход: "поли" – много, "художеств" – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств - синтез живописи, музыки и поэзии, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. На основе полихудожественного подхода у детей развивается потребность в создании творческого продукта, отличающегося оригинальностью и самостоятельностью выполнения. Поэтому восприятие произведений искусства и окружающего мира сочетаю с творческой деятельностью дошкольников. Полихудожественный подход предполагает не автоматическое смешение искусств, а возможность каждого из них на своем языке рассказать об одном и том же явлении действительности.
Использование полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста помогает успешно формировать краеведческие представления в частности и воспитывать патриотизм в целом. Каждое из искусств обладает своими средствами выразительности и влияет на различные стороны сознания ребенка. Важно, чтобы содержание интегрированных искусств было тесно связано с близким ребенку природным окружением, национальными и народными традициями и обычаями.
Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, необходимо формировать представления детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. С этой целью можно использовать русские народные сказки, былины, потешки, загадки, народные игрушки, народную музыку, пляски, иллюстрации к художественным и музыкальным произведениям, произведения живописи. Ознакомление дошкольников с жанровой живописью активизирует у детей интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, к ценностям, которые создает его народ.
Для начала работы в любом направлении необходимо подготовить предметно-развивающую среду. Мы проживаем в городе Старый Оскол Белгородской области. Поэтому в группе организован уголок "Родной свой край люби и знай", в котором представлены альбомы: "Родное Белогорье", "Старый Оскол – город воинской славы", организованна фото экспозиция "Любимый город!" подобран наглядно-дидактический и демонстрационный материал, сформирована аудио- и видео- теки. Нашей гордостью является мини-музей народной игрушки "Забавушка", в экспозиции которого представлены разные виды народного творчества: тряпичная кукла, глиняная и деревянная игрушка. Так же в экспозиции музея представлена коллекция кукол "Народы России". И конечно в музее представлена наша Старооскольская глиняная игрушка, на примере которой знакомили детей с народным промыслом глиняной игрушки. Была проведена предварительная беседа "Мастер глину замесил и игрушек налепил". Далее организованна встреча с работниками Старооскольского краеведческого музея, на которой вниманию детей была представлена экспозиция "Старооскольская глиняная игрушка", ребятам подробно рассказали и показали видеопрезентацию об истории происхождения нашей игрушки. Читала детям стихотворение про глиняную игрушку, загадывала загадки, предложила к рассмотрению дымковскую игрушку и старооскольскую. Ребята анализировали, находили сходство и различия между ними. Следующий этап - лепка из глины, доставила детям большое удовольствие. С "готовым товаром" отправились на праздничную весеннюю ярмарку, использовав в одежде элементы народных костюмов (платки, кокошники, рубахи и сарафаны). Предварительно рассмотрели репродукцию картины Ивана Куликова "Ярмарка". На "ярмарке" все вместе плясали, пели, сочиняли прибаутки для рекламы своего "товара" под веселый народный фольклор. Работами детей пополнили экспозицию мини-музея "Забавушка".
В рамках тематической недели "Русские народные обычаи и традиции", готовились к проводам зимы и встрече весны. Заучивали заклички, слушали народную музыку, рассматривали тематические иллюстрации и репродукцию картины Бориса Кустодиева "Масленица". И конечно какая же масленица без блинов? Ребята стали непосредственными участниками традиции печь на Масленицу блины. Из соленого теста дети лепили блины, пироги, калачи, баранки. А затем плясали и водили хороводы. Незабываемые впечатления оставила у детей русская традиция чаепития из самовара под народные песни.
Так, используя возможности каждого из искусств, воспитываю любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова, народному искусству и традициям, чувство сопричастности к культурному наследию своего края и страны.
Хочу обратить внимание, что положительное воздействие на ребёнка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир.
Помните, что ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.
Хочу закончить свой доклад словами Василия Александровича Сухомлинского: "Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии".
Литература
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования: утв. приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155// Российская газета. – 2013. - №265
- Федорова Т.С. Краеведческое образование дошкольников [ЭР] / Т.С. Федорова// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок": [сайт]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru