Качество информационно-образовательной среды как условие развития информационной компетентности у дошкольников
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Лапунова Татьяна Александровна, Сербул Галина Евгеньевна
Организация: МАДОУ – детский сад № 541
Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург
Интенсификация внедрения информационных процессов требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых педагог мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.
Опираясь на требования, предъявляемые современным обществом педагогу в ДОУ в своей работе я активно пользуюсь компьютерными технологиями.
Целью является: стимулировать интерес детей к совместной познавательной деятельности посредством ИКТ - технологий.
Задачи:
Образовательные:
- Побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций.
- Стимулировать желание детей и понятно для других высказывать мысли, предположения.
- Поощрять стремление детей к расширению интересов и видов деятельности.
- Способствовать вычленению последовательности действий и выделению этапов предстоящей деятельности (это – сначала, а потом….)
- Создать ситуации для актуализации личного опыта детей и их личностного общения.
- Поощрять стремление согласовывать действия и договариваться.
Развивающие:
- Стимулировать познавательные способности: установление взаимосвязей между объектами, обследование предметов
- Развивать внимание, наблюдательность, ассоциативное мышление
Воспитательные:
- Воспитывать терпение, желание слушать
- Помочь почувствовать уверенность в своих возможностях
- Поощрять выполнение норм и правил
В соответствии с ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программе дошкольного образования - учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.
Для того, чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса, я в своей деятельности разделяю групповое пространство на три части:
- зону для спокойной, по преимуществу, деятельности;
- активную зону;
- рабочую зону.
В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. Наш детский сад оснащен современным оборудованием, позволяющим «органично вплести его в канву» воспитательно-образовательного процесса:
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Телевизор
- Музыкальный центр
- Фотоаппарат
- Видеокамера
Так, в своей работе я активно использую интерактивную доску. На мой взгляд - это является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка.
Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.
Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала – всё это способствует успешной социализации воспитанников, повышает их информационную компетентность.
В своем арсенале имею развивающие игры «Весёлая поляна», а также дидактические игры по Безопасности дорожного движения с использованием датчика распознавания движения (без контактный метод). Помимо образовательной деятельности в своей работе с помощью данных ИКТ-технологий осуществляю: подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов; сценариев праздников; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Особое место при использовании ИКТ, в моей работе, занимает работа с родителями. Что позволяет мне: минимизировать время доступа к информации субъектов коммуникации; возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечить индивидуальный подход к субъекту коммуникации; обеспечить диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум), оперативно получать информацию.
Общая продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста должна составлять от 15 до 20 минут. Из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5-10 минут.
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство детского сада, но и как эффективную образовательную систему. Но стоит учитывать, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.