Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Мельник Наталия Николаевна
Организация: МДОУ «Детский сад «Белоснежка»
Населенный пункт: ЯНАО, Г. Надым
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду:
- Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
- Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.
Рекомендации по организации общения со слабовидящими дошкольниками.
В процессе общения со слабовидящими дошкольниками необходимо:
- использовать принцип уважения и доброжелательности для построения общения с ребенком с нарушенным зрением;
- формировать у слабовидящего ребенка чувство уверенности в своих силах, но вместе с тем оказывать такому ребенку необходимую практическую помощь;
- стараться стоять как можно меньше против света в ходе общения с ребенком данной категории;
- называть ученика по имени, когда задаешь ему вопросы или делаешь замечание;
- использовать позитивную мотивацию в работе: создавать умышленные ситуации успеха и поощрения;
- не акцентировать внимание на физическом недостатке слабовидящего ребенка;
- не проявлять излишнего любопытства по поводу зрения ребенка указанной категории, а также не проявлять сентиментального сочувствия, которое раздражает детей;
- научить слабовидящего ребенка пользоваться помощью нормально видящего ребенка;
- научить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в группе;
- по мере возможностей ребенка привлекать его к подвижным играм, спортивным мероприятиям.
Рекомендации по организации процесса обучения слабовидящих дошкольников.
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей слабовидящих детей.
Учитывать состояние зрительных функций, уровень развития зрительного восприятия, нарушения цветовосприятия слабовидящего ребенка, получать от врачей показания к использованию линз, очков, данные о противопоказаниях или дозировке физической нагрузки.
2. Соблюдение особенностей построения образовательной деятельности:
1) в ходе объяснения материала:
- сочетать словесное описание действий, предметов и ситуаций с непосредственным изучением материала на ощупь;
- при демонстрации какого-либо предмета комментировать его свойства;
- говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание;
- не торопить с ответом, давать время на обдумывание;
- обращать внимание на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т.д. (руки педагога движутся медленно, каждое движение сопровождается словом, показом);
- использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, индивидуальные картинки для слабовидящих детей;
- сопровождать невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу), так как слабовидящий ребенок не видит выражения лица;
- спокойно употреблять выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.;
2) при организации деятельности слабовидящего ребенка в ходе НОД:
- использовать упрощенный вариант задания, дифференцированную оценку результатов работы и т.д.;
- разрешать слабовидящему ребенку вставать со своего места, чтобы лучше понять объяснение;
- давать больше времени ребенку с нарушением зрения на выполнение задания, так как слабовидящий ребенок всегда будет медленнее выполнять задание, чем остальные дети;
- обязательно проводить динамическую паузу со зрительной гимнастикой во время НОД, в режимных моментах и др.
3. Использование специальной наглядности в процессе обучения:
- использовать более крупную как фронтальную наглядность, так и дифференцированную, индивидуальную;
- использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие при демонстрации объектов. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям;
- использовать подставки, позволяющие рассматривать объект в вертикальном положении;
- размещать объекты так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности;
- проводить демонстрацию картин на определенном фоне.
4. Организация рабочего места слабовидящего ребенка:
- сажать ребенка так, чтобы свет падал слева и сверху. Необходимо соблюдать разработанные нормативы освещенности – общая освещенность не менее 1000 люкс и дополнительная освещенность рабочего места;
- важно не оставлять дверцы шкафов приоткрытыми в целях безопасности ребенка;
- необходимо предупреждать слабовидящего ребенка, если в группе меняется месторасположение мебели.
Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.
Формы работы с детьми по осуществлению коррекционной работы с детьми
Возраст |
Первая половина дня |
Вторая половина дня |
Ранний возраст |
Игры-занятия с воспитателями, игры имитационного характера |
Игры-занятия с воспитателями, игры имитационного характера |
Младший дошкольный |
Специальные занятия с воспитателями, хороводные лого-ритмические, пальчиковые, дидактические игры. |
Специальные занятия с воспитателем с использованием ИКТ, коррекционные упражнения в играх, бытовой деятельности, сюжетно-ролевые, пальчиковые и дидактические игры |
Средний дошкольный |
Специальные занятия с воспитателем, коррекционные упражнения на различных занятиях, в играх, бытовой деятельности, логопедическая ритмика, подвижные, пальчиковые и дидактические игры. |
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по рекомендациям специалистов, коррекционные упражнения в играх, бытовой деятельности, сюжетно-ролевые, пальчиковые и дидактические игры. |
Старший дошкольный |
Специальные занятия с воспитателем, логопедическая ритмика, коррекционная работа во время режимных моментов, на прогулках, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, экскурсиях, в играх и развлечениях, логопедическая ритмика, подвижные, пальчиковые и дидактические игры. |
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по рекомендациям специалистов, специальные занятия с воспитателем с использованием ИКТ, использование элементов сказкотерапии, коммуникативные, речевые игры и упражнения, психогимнастика, игровые моделирования проблемных ситуаций, корригирующая мини-гимнастика, коррекционная работа во время режимных моментов, на природе, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. |
Игры и упражнения игры для детей с нарушениями опорно-двигательной сферы
№ п/п |
Название игры |
Направление |
Цель |
1. |
«Летим на Марс» |
Игра на формирование правильной осанки |
Обучение приёмам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса. |
2. |
«Перешагни через верёвочку» |
Игра на формирование правильной осанки
|
Развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании препятствия. |
3. |
«Нарисуем фигуру» |
Игра для формирования свода стопы. |
Профилактика и коррекция плоскостопия, укрепление мышц свода стоп. |
4. |
«Поймай рыбку» |
Игра для формирования свода стопы. |
Укрепление мышц и связок стоп с целью предупреждения плоскостопия. |
5. |
"Кораблики" |
Игра на укрепление мышц спины и брюшного пресса. |
Укрепление мышц спины и брюшного пресса. |
6. |
"Футбол" |
Игра на укрепление мышц спины и брюшного пресса. |
Укрепление мышц спины и брюшного пресса; формирование навыка ловли мяча в положении лежа. |
7. |
"Морская фигура" |
Игра на формирование правильной осанки. |
Совершенствование навыков правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук. |
8. |
"Рыбки и акулы" |
Игра на формирование правильной осанки. |
Совершенствование навыков правильной осанки в положение строевой стойки. |
9. |
«Проходи, не урони!» |
Игра на формирование правильной осанки. |
Совершенствование навыков правильной осанки и положения головы, совершенствование координационных двигательных способностей. |
10. |
«Дорожка здоровья» |
Игра на развитие координации движений. |
Развитие ловкости, равновесия, координации движений. |
11. |
«Собиралочка» |
Игра для формирования свода стопы. |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие подвижности пальцев ног. |
12. |
«Пингвины на льдинах» |
Игра на укрепление мышц нижних конечностей. |
Формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах нижних конечностей. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы:
- http://www.antiplagiat.ru/go?to=VPajcDXuP_hVHj47oDRVonJ26B4FqpLhqTniw0wdUblMZlPTRPW31fA7TsaQYSyOSMyhqSSkl0ug3GCOaBhCtal0l75SpZzcJTecG03kdZZvVFQJ0
- http://www.antiplagiat.ru/go?to=wwPaYUqDJjr6hgoKzaPqYRbFPULwhQcW-XHPrHlbv0r_69nZX-M7Igzm8QDi1DNL26xL6C3FxT3hG076tgIZNdvU4FQ8166vwjXpE6ZI49FpLBZu0
- www.firo.ru