Сотрудничество семьи и ДОУ по формированию здорового образа жизни у дошкольников с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Менщикова Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №109»

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

Наш коллектив на протяжении многих лет  работает в рамках  муниципальной инновационной  пло­щадки по проекту «Ранняя диагностика отклонений в развитии ОДА у дошкольников и своевременная профилактика как основа оптимального физического развития». В настоящее время коллектив ДОУ, в рамках  муниципальной внедренческой   пло­щадки, реализует проект «Сотрудничество семьи  и ДОУ  по формированию здорового образа жизни у дошкольников с отклонениями в развитии ОДА».

 В результате поисков, практической работы была разработана программа «Здоровый ребенок», которая имеет сертификат Всероссийского  заочного конкурса «Здоровое поколение» Минобрнауки  России;  отработана система физкультурно- профилактической, психолого- педагогической  помощи  детям, имеющим отклонения в развитии  ОДА, построенной на результатах ранней диагностики и своевременной профилактики. Программа «Здоровый ребенок» позволяет без особых затрат интегрировать содержание  физкультурно- профилактической работы в образовательный процесс  ДОУ общеразвивающей  направленности, с максимальным учетом индивидуальных особенностей воспитанников; содействовать профилактике  нарушений опорно-двигательного аппарата на начальном этапе физического развития при содействии и заинтересованности семьи.

В последнее время увеличилось число детей с нарушением осанки. К числу важнейших причин нарушение осанки следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Дошкольный возраст – самое  благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с ранней диагностикой и  своевременной профилактикой приведут к положительным результатам. Материалы В.Г. Алямовской « Индивидуально - дифференцированный принцип организации двигательной активности», В.Т.Кудрявцевой « Формы развивающей двигательно-игровой деятельности и принципы профилактической работы с детьми», И.С.Красиковой «Система  физкультурно-профилактической работы с детьми с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата: дефектами осанки и плоскостопием», О. В. Михеевой « Здоровье и гармония личности ребёнка» и наш опыт  по программе «Здоровый ребенок» это доказывает.  Возникает необходимость в сотрудничестве с семьей по формированию здорового образа жизни у дошкольников и распространения имеющегося опыта в массовую практику ДОУ.

Продолжая начатую работу, коллектив ДОУ  поставил цель: Содействовать формированию здорового образа жизни у дошкольников  с отклонениями в развитии опорно- двигательного аппарата через организацию активных форм сотрудничества с  семьей, приобретению детьми опыта двигательной активности через упражнения, игры, способствующие правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Для реализации цели наметили следующие задачи:

  • Выявить состояние проблемы и степень ее разработанности в группах ДОУ.
  • Разработать модель деятельности педагога  по реализации принципа  индивидуализации профилактической работы с детьми с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
  • Содействовать повышению  компетентности родителей в вопросах  здорового образа жизни  и организации здоровье сберегающей среды для детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата в условиях семьи.
  • Разработать и внедрить в практику методические рекомендации для педагогов и родителей  по организации работы направленной на  улучшение  двигательного статуса ребенка-дошкольника, имеющего отклонения  в развитии опорно-двигательного аппарата с учетом его индивидуальных возможностей и способностей (Паспорт Здоровья, Портфолио «Мое здоровье»).
  • Содействовать физическому развитию детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, приобретению ими опыта через упражнения и игры, способствующие правильному формированию опорно-двигательной  системы организма.

В ходе реализации инновационного проекта мы ожидаем следующие результаты:

  • Система показателей и диагностический инструментарий для оценки степени сотрудничества семьи  и ДОУ  по формированию здорового образа жизни у дошкольников с  отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
  • Банк активных форм работы с родителями по формированию здорового образа жизни у дошкольников с  отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
  • Модель (алгоритм) деятельности педагога  по реализации принципа  индивидуализации профилактической работы с детьми с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
  • Методические рекомендации для педагогов:  «Ведение Паспорта здоровья ребенка- дошкольника с  отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата»,  и др.
  • Методические рекомендации для родителей: «Оформление портфолио «Мое здоровье». Формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к культуре ЗОЖ и собственным  достижениям».
  • Улучшение результатов мониторинга физического развития и здоровья детей с  отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
  • Публикация образовательной программы «Здоровый ребенок».
  • Банк материалов информационных стендов и материалов Сайта в рубрике «Быть здоровыми хотим».
  • Картотека игр и упражнений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма ребенка.

Начали работу с изучения и анализа методической  литературы по проблеме, включили задачи и содержание деятельности в годовой план работы.

На заседания творческой группы « Красивая осанка у Оксанки» выбрали  содержание, методы и формы работы с родителями дошкольников с отклонениями в развитии ОДА, которые бы способствовали повышению их мотивации на ЗОЖ. Сформировали банк активных форм работы с родителями, в него  вошли такие формы: Сайт ДОУ, буклеты, заседания клуба « Здоровая семья», технология «Портфолио» и др. Разработали модель (алгоритм) деятельности педагога  по реализации принципа  индивидуализации профилактической работы с детьми с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата

Провели работу по улучшению материально- технической базы ДОУ, физкультурный зал пополнился оборудованием: дорожки здоровья, мячи «Ежики», массажеры, дорожка балансир, фитболы.

Система показателей и диагностический инструментарий для оценки степени сотрудничества семьи  и ДОУ  по формированию здорового образа жизни у дошкольников с  отклонениями в развитии ОДА включает: анкеты для родителей по проблеме исследования,

вопросы для беседы, опроса родителей и наблюдения. Тестирование и диагностирование воспитанников, анализ медицинских  показаний проводили  в соответствии с материалами сборника    действующих нормативно-правовых документов и методические рекомендации по  практическому использованию «Комплексная оценка состояния здоровья дошкольников» совместно изданного с МУ КГ ИМЦ,2010г. Результаты,  полученные в ходе мониторинга, обсуждались на ПМПк, где подводили итог эффективности  педагогических действий и планировали  задачи дальнейшего сопровождения детей с  отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.

Воспитателями составлена картотека игр и упражнений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма ребенка. Работа студий для детей  « Крепышок», «Здоровячок» по рабочим  программам, введение элементов ЛФК в НОД по физическому развитию, позволяет сформировать у детей представление о ЗОЖ и навык правильной осанки.

 Успешно идет работа по расширению информационного поля, используем: красочно оформленные консультации, буклеты, методические рекомен­дации, учебные фильмы, презентации, сайт ДОУ  на странице  «Быть здоровыми хотим».

Совместная двигательная деятельность  участников образовательных отношений организована на занятия клуба «Здоровая семья». Родители получают теоретические знания и практические  навыки по формированию у детей культуры ЗОЖ. Два раза в неделю удлинен режим работы спортивного зала, родители имеют возможность вместе с ребенком позаниматься в зале, используя оборудование, консультируясь с воспитателем по ФИЗО (инструктором).

Оформлены методические рекомендации для педагогов:  «Ведение  Паспорт здоровья ребенка- дошкольника с  отклонениями в развитии ОДА», «Оформление портфолио «Мое здоровье».

 Сотрудничество ДОУ с ГБУ «Курганская детская поликлиника», с областным врачебно-физкультурным диспансером, с консультативной поликлиникой ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова позволяют повысить уровень теоретической подготовки педагогов, приобрести глубокие навыки профилактической работы. Воспитатели ФИЗО прошли обучение в  областном врачебно-физкультурном диспансере « Лечебная физкультура».  Педагог-психолог и воспитатель  прошли курсы «Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО», педагог-психолог прошла  курсы «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - Здоровье».

Результатами нашей инновационной деятельности стали, следующие  достижения:

  • повышение внимания и компетентности   родителей к вопросам здоровья детей дошкольного возраста, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, и вовлечение их в реализацию проекта, заинтересованность  и активное сотрудничество семьи с педагогами при подборе материала для создания «Паспорта здоровья», «Портфолио»;
  • положительная динамика результатов мониторинга комплексной оценки здоровья детей  с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, отзывы их  родителей;
  • введение и апробация  оптимальных двигательных режимов, системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка;
  • обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода по сбережению здоровья детей;
  • повышение уровня собственной квалификации, педагогических и практических знаний и умений по применению к детям комплексной физкультурно-профилактической работы.

 

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.

Поэтому наш детский саде  в постоянном  поиске новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Мы убеждены, что проблема оздоровления детей - не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период.

Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

 

 

 

Используемая литература

1. М.Д. Маханева Воспитание здорового ребенка: Пособие для практ. работников дет. дошк. учреждений: М-во общ. и проф. образования РФ- М. АРКТИ 1999

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.

3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей  и родителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005.

4. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. СПб.: Учитель

5. Красикова, И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. СПб : КОРОНА-принт, 2001.

Опубликовано: 23.01.2017