Сотрудничество семьи и ДОУ по формированию здорового образа жизни у дошкольников с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата
Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО
Автор: Менщикова Татьяна Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №109»
Населенный пункт: Курганская область, г. Курган
Наш коллектив на протяжении многих лет работает в рамках муниципальной инновационной площадки по проекту «Ранняя диагностика отклонений в развитии ОДА у дошкольников и своевременная профилактика как основа оптимального физического развития». В настоящее время коллектив ДОУ, в рамках муниципальной внедренческой площадки, реализует проект «Сотрудничество семьи и ДОУ по формированию здорового образа жизни у дошкольников с отклонениями в развитии ОДА».
В результате поисков, практической работы была разработана программа «Здоровый ребенок», которая имеет сертификат Всероссийского заочного конкурса «Здоровое поколение» Минобрнауки России; отработана система физкультурно- профилактической, психолого- педагогической помощи детям, имеющим отклонения в развитии ОДА, построенной на результатах ранней диагностики и своевременной профилактики. Программа «Здоровый ребенок» позволяет без особых затрат интегрировать содержание физкультурно- профилактической работы в образовательный процесс ДОУ общеразвивающей направленности, с максимальным учетом индивидуальных особенностей воспитанников; содействовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата на начальном этапе физического развития при содействии и заинтересованности семьи.
В последнее время увеличилось число детей с нарушением осанки. К числу важнейших причин нарушение осанки следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с ранней диагностикой и своевременной профилактикой приведут к положительным результатам. Материалы В.Г. Алямовской « Индивидуально - дифференцированный принцип организации двигательной активности», В.Т.Кудрявцевой « Формы развивающей двигательно-игровой деятельности и принципы профилактической работы с детьми», И.С.Красиковой «Система физкультурно-профилактической работы с детьми с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата: дефектами осанки и плоскостопием», О. В. Михеевой « Здоровье и гармония личности ребёнка» и наш опыт по программе «Здоровый ребенок» это доказывает. Возникает необходимость в сотрудничестве с семьей по формированию здорового образа жизни у дошкольников и распространения имеющегося опыта в массовую практику ДОУ.
Продолжая начатую работу, коллектив ДОУ поставил цель: Содействовать формированию здорового образа жизни у дошкольников с отклонениями в развитии опорно- двигательного аппарата через организацию активных форм сотрудничества с семьей, приобретению детьми опыта двигательной активности через упражнения, игры, способствующие правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Для реализации цели наметили следующие задачи:
- Выявить состояние проблемы и степень ее разработанности в группах ДОУ.
- Разработать модель деятельности педагога по реализации принципа индивидуализации профилактической работы с детьми с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
- Содействовать повышению компетентности родителей в вопросах здорового образа жизни и организации здоровье сберегающей среды для детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата в условиях семьи.
- Разработать и внедрить в практику методические рекомендации для педагогов и родителей по организации работы направленной на улучшение двигательного статуса ребенка-дошкольника, имеющего отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата с учетом его индивидуальных возможностей и способностей (Паспорт Здоровья, Портфолио «Мое здоровье»).
- Содействовать физическому развитию детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, приобретению ими опыта через упражнения и игры, способствующие правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
В ходе реализации инновационного проекта мы ожидаем следующие результаты:
- Система показателей и диагностический инструментарий для оценки степени сотрудничества семьи и ДОУ по формированию здорового образа жизни у дошкольников с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
- Банк активных форм работы с родителями по формированию здорового образа жизни у дошкольников с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
- Модель (алгоритм) деятельности педагога по реализации принципа индивидуализации профилактической работы с детьми с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
- Методические рекомендации для педагогов: «Ведение Паспорта здоровья ребенка- дошкольника с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата», и др.
- Методические рекомендации для родителей: «Оформление портфолио «Мое здоровье». Формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к культуре ЗОЖ и собственным достижениям».
- Улучшение результатов мониторинга физического развития и здоровья детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
- Публикация образовательной программы «Здоровый ребенок».
- Банк материалов информационных стендов и материалов Сайта в рубрике «Быть здоровыми хотим».
- Картотека игр и упражнений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма ребенка.
Начали работу с изучения и анализа методической литературы по проблеме, включили задачи и содержание деятельности в годовой план работы.
На заседания творческой группы « Красивая осанка у Оксанки» выбрали содержание, методы и формы работы с родителями дошкольников с отклонениями в развитии ОДА, которые бы способствовали повышению их мотивации на ЗОЖ. Сформировали банк активных форм работы с родителями, в него вошли такие формы: Сайт ДОУ, буклеты, заседания клуба « Здоровая семья», технология «Портфолио» и др. Разработали модель (алгоритм) деятельности педагога по реализации принципа индивидуализации профилактической работы с детьми с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата
Провели работу по улучшению материально- технической базы ДОУ, физкультурный зал пополнился оборудованием: дорожки здоровья, мячи «Ежики», массажеры, дорожка балансир, фитболы.
Система показателей и диагностический инструментарий для оценки степени сотрудничества семьи и ДОУ по формированию здорового образа жизни у дошкольников с отклонениями в развитии ОДА включает: анкеты для родителей по проблеме исследования,
вопросы для беседы, опроса родителей и наблюдения. Тестирование и диагностирование воспитанников, анализ медицинских показаний проводили в соответствии с материалами сборника действующих нормативно-правовых документов и методические рекомендации по практическому использованию «Комплексная оценка состояния здоровья дошкольников» совместно изданного с МУ КГ ИМЦ,2010г. Результаты, полученные в ходе мониторинга, обсуждались на ПМПк, где подводили итог эффективности педагогических действий и планировали задачи дальнейшего сопровождения детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.
Воспитателями составлена картотека игр и упражнений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма ребенка. Работа студий для детей « Крепышок», «Здоровячок» по рабочим программам, введение элементов ЛФК в НОД по физическому развитию, позволяет сформировать у детей представление о ЗОЖ и навык правильной осанки.
Успешно идет работа по расширению информационного поля, используем: красочно оформленные консультации, буклеты, методические рекомендации, учебные фильмы, презентации, сайт ДОУ на странице «Быть здоровыми хотим».
Совместная двигательная деятельность участников образовательных отношений организована на занятия клуба «Здоровая семья». Родители получают теоретические знания и практические навыки по формированию у детей культуры ЗОЖ. Два раза в неделю удлинен режим работы спортивного зала, родители имеют возможность вместе с ребенком позаниматься в зале, используя оборудование, консультируясь с воспитателем по ФИЗО (инструктором).
Оформлены методические рекомендации для педагогов: «Ведение Паспорт здоровья ребенка- дошкольника с отклонениями в развитии ОДА», «Оформление портфолио «Мое здоровье».
Сотрудничество ДОУ с ГБУ «Курганская детская поликлиника», с областным врачебно-физкультурным диспансером, с консультативной поликлиникой ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова позволяют повысить уровень теоретической подготовки педагогов, приобрести глубокие навыки профилактической работы. Воспитатели ФИЗО прошли обучение в областном врачебно-физкультурном диспансере « Лечебная физкультура». Педагог-психолог и воспитатель прошли курсы «Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО», педагог-психолог прошла курсы «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - Здоровье».
Результатами нашей инновационной деятельности стали, следующие достижения:
- повышение внимания и компетентности родителей к вопросам здоровья детей дошкольного возраста, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, и вовлечение их в реализацию проекта, заинтересованность и активное сотрудничество семьи с педагогами при подборе материала для создания «Паспорта здоровья», «Портфолио»;
- положительная динамика результатов мониторинга комплексной оценки здоровья детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, отзывы их родителей;
- введение и апробация оптимальных двигательных режимов, системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка;
- обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода по сбережению здоровья детей;
- повышение уровня собственной квалификации, педагогических и практических знаний и умений по применению к детям комплексной физкультурно-профилактической работы.
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.
Поэтому наш детский саде в постоянном поиске новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Мы убеждены, что проблема оздоровления детей - не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период.
Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.
Используемая литература
1. М.Д. Маханева Воспитание здорового ребенка: Пособие для практ. работников дет. дошк. учреждений: М-во общ. и проф. образования РФ- М. АРКТИ 1999
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.
3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
4. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. СПб.: Учитель
5. Красикова, И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. СПб : КОРОНА-принт, 2001.