Игровые приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством художников республики Коми

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №63»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному. Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент - знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи.

Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Не растерять, сохранить то богатство, каким владеет каждый народ, приобщить детей к искусству – одна из задач современного обучения и воспитания. Только усвоив свои национальные культурные ценности, можно понять идеалы других народов.

Приобщение детей к национальной культуре, фольклору, содействует воспитанию человека – патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции.

Все это обусловило выбор нашей темы: «Игровые приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством художников республики Коми»

Тема является актуальной на современном этапе и имеет большое значение для воспитания развитой, целостной, творческой личности.

Процесс ознакомления старших дошкольников с произведениями художников Коми состоит из трех этапов: I этап - подготовительный, направлен на расширение представлений детей о живописи как виде изобразительного искусства.

 

На первом этапе одним из основных приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью стал искусствоведческий рассказ пе­дагога. Выбор искусствоведче­ского рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обуслов­лен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логиче­ской взаимосвязи его элементы.

После искусствоведческого рассказа предлагали детям конкрет­ные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на деталь­ное рассматривание её. Например: «Что изображено на картине? Где располо­жены изображенные на картине объекты? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу броса­ется в глаза? О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?». Для того, чтобы заинтересовать детей и привлечь внимание к более детальному рассмотрению картины использовали следующие приемы:

  1. «Подзорная труба» (педагог предлагает посмотреть в подзорную трубу и назвать только один из предметов, или описать этот предмет)
  2. Игра «Большой - маленький» (Попросите найти предметы сначала большого размера, затем маленького)
  3. «Найди предметы … цвета» (можно предложить разные варианты, например, найди предметы которых по два(пара), предметы которых много, один, которые можно разделить на пополам и т.д. )

Восприятие живописи, её познание невозможны без эмоций, поэтому на первом этапе мы использовали прием «вхождения» в картину (С.Торлопов «Белое утро»), воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий. «Перенесение» или «подстановка» в процессе восприятия искусства в эстетике рассматриваются как средства восприятия чувств и эстетических качеств людей.

 

На втором этапе решаются следующие задачи: знакомить детей с выразитель­ными средствами и видами живописи.

Умение анализировать изображенное на полотне - основа формирования умения воспринимать целостный, обобщенный образ живописной картины. Нау­чить дошкольников целостно воспринимать картину - процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы.

Рассматривание картины сопровождается вопросами более обобщенного характера (по сравнению с первым этапом). Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Например: «О чем эта картина? Почему думаете так, расскажите? Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Сравните с авторским названием. Что красивого и удивительного передал ху­дожник в образах живописи? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает эта картина? От чего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной? Что особенно он выделил, чтобы мы увидели это в картине?».

Указанные выше вопросы направляют внимание детей не перечисленные изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности.

Использование приемов композиционных и колористических вариантов способствует пониманию детьми роли цвета и композиции в живописи. Суть приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно показывает, как изменяется содержание картины, чувства, настроение, выра­женные в ней в зависимости от изменения композиции или колорита в картине. Мы использовали вот такие приемы при рассматривание картины Е.Ермолиной «Бабушкин сундук»:

  1. Рамки-помощницы (выделение предметов при помощи рамки и обсуждение)
  2. Разговор от лица предмета, изображенного на картине.
  3. Предметы задают вопросы, а дети отвечают.
  4. «Деревянный, вязанный, домотканый, берестяной» (педагог просит детей выстроить цепочку предметов сделанных из…)

На третьем этапе используются приемы сравнения, классификации картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художни­ка. Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям предложить две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастные настроения, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интере­сен для ребенка тем, что он ставит его в позицию «сотворчества» с художни­ком. Также мы использовали следующие приемы:

  1. Распредели по жанру (пейзаж, натюрморт, портрет)
  2. Игра «Выложи пейзаж»
  3. Игровое упражнение «Собери натюрморт»
  4. Игровое упражнение «Выложи портрет»

 

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться ещё в дошкольном возрасте.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.

Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание. Знакомство детей с живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 09.02.2017