Коммуникативное взаимодействие детей с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Автор: Рачёва Оксана Николаевна

Организация: МБДОУ № 249

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

 

 

Одной из важнейших задач дошкольного образования является всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.

Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые влияют на их общее развитие и не позволяют вести полноценную жизнь. Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями речи, в частности дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, не эмоциональной.

Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра и, на мой взгляд, именно театрально - игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативного развития ребенка.

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театральная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития ребенка. Игра в театр является коллективной по характеру, что помогает нам в воспитании человека доброго, чуткого, учит детей взаимодействовать друг с другом, не ссориться, уступать друг другу. Занятия театральной деятельностью позволяют строить взаимодействие и общение друг с другом, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и т. д.

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Многим детям важно преодолеть замкнутость, пассивность, приобрести навыки раскрепощения, в том числе и физического. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, тесно связанная с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Организация работы с дошкольниками по овладению театральной деятельностью является важной составляющей в преодолении недостатков в развитии речевой и зрительной функции. Цель моей работы не только в овладении навыками театрализованной деятельностью, но самое главное, в формировании коммуникативной культуры детей.

Положительный результат данного направления работы, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Таким образом, очень трудно переоценить роль родителей в воспитании детей.

С родителями воспитанников выстраиваю конструктивное взаимодействие, основанное на партнёрских отношениях. В работе с ними использую современные формы работы: консультации, тренинги, круглые столы, открытые показы, дни открытых дверей. Родители группы являются активными участниками праздников, творческих конкурсов, семинаров, КВН театральных викторин, оказывают помощь в изготовлении костюмов, декораций к театрализованным спектаклям, с удовольствием участвуют в совместных походах в театры города, все это помогает расширить знания детей о театре и театральном искусстве, способствует возникновению дружеских отношений между воспитанниками и их родителями.

Наш город Красноярск богат театральными традициями. Много у нас разножанровых театров и знаменитых артистов. Бывает жаль, что всё это культурное наследие проходит мимо детей. Знакомя детей с достопримечательностями нашего города и театрами Красноярска, я столкнулась с тем, что в основном артистов дети видят в детском саду и по телевизору. У детей отсутствует культура поведения в театре.

Однажды, купив билеты в Театр Оперы и Балета, я предложила родителям и детям сходить всем вместе на спектакль. Родители откликнулись на моё предложение с желанием, так как возможность приобрести билеты есть не у всех. Это стало традицией в нашей группе.

 

Дети испытали огромный восторг от театральной атмосферы, от большой сцены. После посещения театра и просмотра спектаклей, у детей остались яркие впечатления и положительные эмоции. Теперь театр и игра в него пользуются у наших дошкольников неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе. Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию связной речи (монолог, диалог). Дети отлично усвоили и стараются подражать актерам театра, которые должны уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи).

Произошло сближение родителей группы. Два раза в год мы организуем театральные недели для родителей, а также показ спектаклей для воспитанников ДОУ. Мамы и папы не только благодарные зрители, но и активные участники и помощники. Они оказывают помощь в изготовлении костюмов, помогают в заучивании текстов ролей, изготавливают кукол для различных театров, и декорации. В родительских уголках помещается список детской литературы для домашнего чтения, рекомендации в виде консультаций для эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях. С удовольствием участвуют в совместных походах в театр, выставках и концертах, что помогает расширить знания детей о театре и театральном искусстве. Это способствует возникновению дружеских отношений между воспитанниками и их родителями. После такой работы дети стали ходить друг к другу в гости, на дни рождения, совместные прогулки, а родители общаться и дружить семьями.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует повышению уровня речевого развития детей с ОНР, у детей развиваются коммуникативные навыки, навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Все мы - педагоги и родители- стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы наши дети владели невербальными средствами общения, - одним словом, были развитыми, добрыми, коммуникабельными людьми.

Хотелось бы отметить положительное влияние работы в данном направлении на развитие каждого ребёнка в целом: заметно улучшилось речевое развитие, творческие способности, укрепилась эмоционально- волевая сфера, улучшилось психическое и физическое здоровье. И хочется верить, что любовь к театру останется на всю жизнь.

 

Список использованной литературы:

  1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. - М.: Просвещение, 1989.2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1996.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии, Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 2006.
  3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре, под ред.Т.А. Марковой, М.:Просвещение,1982.
  4. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. -- 1996. - № 6.
  5. МигуноваЕ.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  6. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
  7. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год
  8. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособия для работников ДУ Москва 2004.
Опубликовано: 26.06.2017