Клуб, заботливые родители, как одна из инновационных форм формирования родительской компетентности
Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ
Автор: Гулевская Елена Алексеевна
Организация: МОУ ДС №300
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Цель работы Клуба:
- создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
- социальное партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
Так же определены следующие задачи Клуба:
- выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи, ознакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии;
- определить этапы реализации проекта;
- организовать систематическую работу Клуба заботливых родителей.
- проинформировать родителей о том, что семья на всех этапах развития ребенка нуждается в помощи специалистов.
Активное участие в работе Клуба принимают педагоги и специалисты ДОУ: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра.
Большое место отводится наглядной агитации. Ежемесячно выпускается газета "Новости детского сада «Солнышко»", информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках Клуба
Наибольшей популярностью пользуется страничка "Советы для родителей", которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираются по запросу родителей: "Роль отца в воспитании дочери", "Если в семье появился еще один ребенок", "Вечный двигатель», "Агрессивность мальчиков". Отдельная страничка "Остров речевых сокровищ», которая, непосредственно, касается развитию правильной речи дошкольника:
- профилактика нарушений речи детей;
- роль родителей в развитии речи детей;
- развиваем мелкую моторику - развиваем речь;
- речевые игры по дороге домой.
Обеспечивается тесное сотрудничество с общественными организациями города: детской поликлиникой, музыкальной школой, библиотекой, центром духовной культуры «Истоки» и др. организациями.
Работа родительского клуба, условно, разделена на 2 этапа.
Цель 1 этапа: выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях.
Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.
Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, проектные методики, изучение продуктов детской деятельности.
Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы, как дошкольников, так и их родителей, сложности построения взаимоотношений с микро и макроокружением. Многим родителям не хватает педагогической грамотности для устранения имеющихся у детей речевых нарушений.
Цель 2 этапа - создание механизма работы Клуба.
Прежде всего, была сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе, плана работы, журнала протоколов заседаний Клуба. В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Встречи Клуба по согласованию с родителями проводиться с периодичностью раз в месяц и по запросам его участников. Продолжительность заседания определяется тематикой встречи и составляет 35 – 40 минут. В работе Клуба принимают участие дети и родители 2-х логопедических групп.
В рамках Клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи "Гость клуба", "Круглый стол". Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках Клуба прошли заседания: «Здоровое питание», посвященное здоровому образу жизни, "Один день из жизни ребенка".
Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, «Веселые старты»," Мама, папа, я –спортивная семья".
Следующая форма работы с родителями, это тренинги для родителей. Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-дошкольника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать. Тренинг проводит социальный педагог или психолог МОУ д/с при участии воспитателя данной группы в качестве консультанта.
Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, совместно с социальным педагогом детского сада.
Популярностью среди родителей пользуются такие формы работы, как занятия для детей и родителей, заседания «Круглых столов».
Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности. Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей.
Результаты психолого-педагогической диагностики родительского контингента ДОУ на конец учебного года показывают следующие изменения:
- повысилась психолого-педагогическая культура родителей;
- расширился воспитательный потенциал семьи;
- родители активно включаются в процесс социального воспитания;
- установились партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами ДОУ;
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:
- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний;
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;
- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.