Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Биктулова Лидия Муллануровна

Организация: МБДОУ№22 «Колокольчик»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Как сказал Сухомлинский В.А., главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание, а замедленное мышление - во многих случаях следствие этого недомогания.

Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему "всем миром": детский сад, семья, общественность.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и в сотрудничестве с семьёй, педагог обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо- и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Чтобы процесс создания единого образовательно-оздоровительного пространства являлся целенаправленным и результативным, нами были определены следующие задачи в работе с семьей:

  • Изучение каждой семьи, определение уровня подготовленности родителей к совместному с педагогами решению задачи формирования основ здорового образа жизни у детей.
  • Мотивация родителей к совместной работе детского сада и семьи по вопросам сохранения, укрепления здоровья детей.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью ознакомления с психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста.
  • Обучение практическому опыту взаимодействия с ребенком младшего дошкольного возраста по приобщению его к здоровому образу жизни.
  • Распространение положительного опыта семейного воспитания здорового ребенка.

На наш взгляд, целесообразно работу воспитателей по взаимодействию с семьей осуществлять по следующим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое

Цели и задачи данного направления:

  • Изучить степень осведомленности родителей по проблеме
  • ​​​​​​Определить особенности контингента детей (по уровню здоровья, физ. подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ).

На данном этапе мы провели анкетирование членов семей, мониторинговые исследования по части охраны и укрепления здоровья воспитанников.

2. Мотивационное

Цели:

  • Установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми
  • Заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ у своегоребенка
  • Вызвать у родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности детского сада по данной проблеме.

Формы и методы:

  • Оформление паспортов здоровья
  • Оформление фотоколлажей, выпусков семейных газет по теме воспитания здорового ребенка
  • Встречи с медицинским работником, представителями семей, имеющих опыт семейного воспитания ЗОЖ
  • Совместное создание и использование рекламных слоганов, агитационных плакатов

3. Просветительское

Цели данного направления:

  • Ознакомить с особенностями психофизиологического развития младших дошкольников; задачами Программы
  • Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей.

На данном этапе проводятся:

  • Наглядные формы (раздача буклетов, памяток, оформление стендов и др.)
  • Организация педагогической библиотеки по теме
  • Индивидуальные беседы
  • Консультации (групповые и индивидуальные).
  • Деловые игры
  • Круглые столы
  • Открытые мероприятия для родителей
  • Мастер-классы
  • Презентация опыта семейного воспитания в разных формах
  • Родительские собрания.

4. Практическое

Цель:

  • Дать практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы

Методы и формы:

  • Организация выставок семейных творческих работ
  • Изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы с детьми
  • Участие в досуговых мероприятиях
  • Гостевание в группе
  • Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (совместные дидактические и подвижные игры, физические упражнения, минутки здоровья).

Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей в рамках гостевания родителя в группе позволяет родителям быть в роли непосредственного участника процесса, партнера ребенка и педагога. Дети же испытывая естественный эмоциональный комфорт и положительные эмоции, лучше осваивают элементарные правила здорового образа жизни, новые двигательные навыки. В ходе такой деятельности у многих родителей появляются свои идеи, они придумывают новые упражнения и игры. Происходит обмен и пополнение «копилки идей».

5. Интерактивное

Целью этого этапа является включение родителей в единый образовательно-оздоровительный процесс посредством использования интерактивных и информационных технологий.

Для реализации цели используются следующие методы работы:

  • Интерактивные игровые упражнения для закрепления задач Программы в домашних условиях
  • Интернет-совет (индивидуальное интернет-общение воспитателя и родителей и групповое общение родителей по вопросам воспитания здорового ребенка).

Внедрение интерактивных форм в совместной деятельности детей, воспитателей и родителей вызвало живой интерес как родителей, так и детей. Яркие мобильные интерактивные игры и игровые упражнения по теме «здоровый образ жизни» позволили эмоционально-окрашенно, с высокой степенью мотивации, а потому и более эффективно решать образовательные задачи в детском саду, а каждой семье - создать домашнюю игротеку.

Большим спросом со стороны родителей стала пользоваться такая форма взаимодействия как Интернет-совет, в рамках которого воспитатель может ответить на волнующий родителя вопрос по электронной почте. Это позволяет индивидуально осуществлять сопровождение каждой семьи по вопросам «здоровый образ жизни», снимая, во-первых, ряд барьеров, которые могут возникнуть при непосредственном общении, во-вторых, минимализируя затраченное родителями время.

Однако самой популярной формой общения родителей на сегодняшний день стал интернет-чат, в котором родители делятся друг с другой программой здорового питания, рецептами блюд, открытиями в мире спорта и другой полезной информацией, пропагандирующей здоровый образ жизни.

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Внедренная нами система работы по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства позволила не только наладить необходимый контакт с семьями, но главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников наиболее эффективным и отвечающим требованиям образовательной политики государства.

 

Опубликовано: 20.10.2017