Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС
Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО
Автор: Шахтарина Мария Алексадровна
Организация: МБДОУ д/c «Колосок»
Населенный пункт: Нижегородская область, поселок Ждановский
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в нашем детском саду – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий: -“не навреди!”
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 26 до 14 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 19 до 16, 5 %. Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; формируются положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. В нашем детском саду для каждой возрастной группы составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста. В каждый вид деятельности включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей. Ведь только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:
- оздоровительно-физкультурная технология.
- медико-профилактическая технология
- здоровьесберегающая и здоровьеобогащяющая технология педагогов.
- технологии валеологического просвещения родителей.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию 3 раза в неделю, где 1 проводится на свежем воздухе и 2 в спортивном зале. Так же проводяться занятия с ипользованием : ритмопластики, подвижных и спортивных игр, релаксации, технологий эстетической направленности, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, корригирующей гимнастики , стретчинга и т.п .Ежегодно проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную таблицу, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации. Проводятся различные семинары – тренинги, практикумы,выставки, консультации. Проводятся совместные мероприятия, педагогические советы, где обсуждаються вопросы о здоровьесбережении
Разработана система мероприятий, в целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, к которым относятся: родительские собрания на которых часто обсуждаеться пропаганда здорового образа жизни, консультации, индивидуальные беседы ,совместные конкурсы, спортивные праздники,выставки,стенгазеты. Дни здоровья, папки-передвижки, беседы, участие в районных спортивных мероприятиях, таких как «Мама папа я», спортивный фестиваль «Малышиада»
В учреждении созданы условия и развивающая среда а так же здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы. В каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении :дорожки для профилактики плоскостопия, необходимый материал для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста,уголки здоровья, которые оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов и родителей: «сухой аквариум»; коврик из пробок, для массажа стопы ног; султанчики, вертушки и др. для развития речевого дыхания и увеличения объема легких; дорожки с крупными пуговицами; самодельные массажеры для рук; коврики или веревки с узелками.
Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (полоскания горла, умывание и обливание рук до локтя прохладной водой босохождение, точечный массаж, самомассаж, С- витаминизация, физические упражнения после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т.п.).
На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века ,а подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста
Список литературы
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
- Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
- Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
- Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000