Пляска — основной жанр казачьего танца

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Блинова Жанна Владимировна

Организация: МОУ детский сад № 128

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

  1. Возрождение национального самосознания.

В настоящее время в нашей стране, в том числе и в дошкольном образовании, наблюдается всплеск национального самосознания. Идет активное изучение культуры родного края. В Волгоградской области заметен интерес к донскому казачьему музыкальному фольклору.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии казаков наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. Танцевальную культуру донского казачества необходимо осваивать, любить и сохранять.

2.Состояние проблемы в дошкольном образовании.

Как известно, современная программа детского сада на 40% должна состоять из регионального компонента, следовательно, и из включения казачьего фольклора, в том числе плясок, в работу с детьми. Однако на практике музыкальный руководитель сталкивается со следующими проблемами:

  • Отсутствие методических разработок движений казачьих плясок (лишь сборник «Музыка и движение» игра «Чапаевцы» муз.Т.Вилькорейской.
  • Не все детские сады работают по программе «Истоки» или по программе глубокого погружения в мир донской казачьей культуры.
  • Исследования по данной теме принадлежат педагогам дополнительного образования, работающим с подростками или педагогам кадетских казачьих корпусов, школ-интернатов.

Таким образом, встает необходимость собственной методической разработки казачьих танцев, адаптированных под интеллектуальные и физические возможности воспитанников.

Следует подчеркнуть: речь не идет о внедрении в практику музыкального воспитания подлинного казачьего этноса. Этим занимается наука – этнопедагогика. Здесь говорится о воспитании интереса к своим корням. Танцевальную культуру донского казачества необходимо осваивать, любить и сохранять, передавая ее подрастающему поколению.

 

  1. Подготовка педагога:

а/ изучение донских танцевальных традиций.

Пляска (движения строго регламентированы) – основной жанр казачьего танца. Раньше носила обрядовый, затем – бытовой характер .Она бывает мужская, женская, общая.

В казачьей пляске трудно отыскать именно донские танцевальные движения, здесь перемешалось влияние русской, кубанской, терской танцевальной культуры. Широкий шаг характерен жителям равнин, частые шаги –жителям гор (казаки часто брали жен в полон).Т.о., казачья культура объединяет различные этнический народы, идет их взаимовлияние и взаимопроникновение на общерусской основе.

Спецификой культуры казачества является то, что это –культура гендерного типа. Главный здесь – мужчина–воин, его танец –«шермиции». Донские казаки – прекрасные наездники. С детства они овладевают искусством верховой езды. Неудивительно поэтому, что многие элементы движений народной мужской донской пляски передают характер езды на лошади, являются подражанием джигитовке («галоп», « лампасы»).

По существу – это подготовка к бою. Старейшие казаки говорили: «…хочешь правильно двигаться в бою –научись плясать». Военноначальники по характеру движений в пляске выбирали себе бойцов. Главное – осанка и дыхание. Это выпрыгивание с саблей и без, элементы самообороны, дезорнетация противника.

Женские движенияв сравнении с русскими более смелы и задорны, даже дерзки (руки на груди, в боки, резкие взмахи). Это притопы или пружинистые приседания, голова не должна подскакивать. Женщины «летают» по сцене.

 

 

б/ изучение костюмов.

Важно, чтобы уметь рассказать детям.

Мужской костюм – синие шаровары. В них удобно сидеть на коне. Лампасы – символ казачьей вольности. Бешмет – присборенная рубашка. Современные казаки носят военную гимнастерку. На голове – кубанка (папаха, фуражка), куда клали важные документы или использовали в обрядах.

Девочки – казачки носили сарафаны. Донские женщины- казачки в старину одевались по-восточному: носили платье –кубелек, напоминавшее татарский комзол. Знаменитая парочка пришла в начале ХХ века из городской моды.

Таким образом, одежда казаков имела бытовое значение. Сценическая одежда имеет свои законы. Казачий костюм для сцены – это стилизация в пользу удобства.

Костюм должен быть приближен к реальности.

 

в/.подбор музыки.

Обычно – несколько куплетов песни с припевом. Это – музыкально-песенный фольклор казачества, фортепианная и инструментальная музыка, музыка русских композиторов

 

 

  1. Принципы построения композиции, женские и мужские танцевальные движения (подробно).

 

- С переносов танцев на сцену исчез игровой и импровизационный элемент пляски, стало больше отточенности движений и трюков. Стала нужна хорошая физическая подготовка танцоров. Сейчас пляска состоит из набора фиксированных движений. Бывает мужская, женская, общая.

- Не должно быть перегруженности движений (рекомендации хореографов)

-Испокон веков любой народный праздник начинался с прохождения людей по деревне. Как снежный ком с горы, начавшись в одном конце селения с небольшой группы, заканчивался на другом большой толпой, собрав по пути всех желающих.

Обычно солист проходит круг, далее идет его красивый танец, затем –«заспор» - выходит со своим танцем конкурент.

  1. Движения мужской казачьей пляски

-«Чистим штаны»

-«Мячик»

-«Лампасы»

-«Молодец-удалец»

-«Топота»

-«Хлопушка»

-«Потяни носок в кружении»

-«Поскачем на лошади»

-«Козлик»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЫТОВЫХ АКСЕССУАРОВ:

-сабли («Береги шашку» - придерживают на боку,

Опора на шашкув приседе,

сражение

девочка прыгает через шашку

вращение одной, двумя

-лошадь

-плетка

 

СВЯЗКИ МУЖСКИХ ДВИЖЕНИЙ:

-из «Маруси»

-из интернета

2. Движения женской казачьей пляски:

-Ковырялочка

-Ковырялочка в прыжке

-Ходьба мелкая на полупальцах

-Положение рук: в боки или сложены на груди (полочка)

-Размашистые движения рук

-Притопы

кружение (соло)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЫТОВЫХ АКСЕССУАРОВ:

-Платочек (крутят им, перебрасывают друг другу)

-Плетка

-Шаль

-Каравай («Встреча донских казаков»)

-прыжки через шашку (соло)

СВЯЗКИ ЖЕНСКИХ ДВИЖЕНИЙ:

 

 

3. Движения общей казачьей пляски

ШАГИ:

-прямой галоп

-казачий шаг (с припаданием)

-скачут на лошади (1 колено)

-топающий шаг

 

 

ПОДДЕРЖКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРЕ:

-Положение рук – 1 рука вперед

-Окошко (идет, кружится, переходит к другому партнеру)

-Кружение калачиком (мое)

-Воротики (мое)

 

ПЕРЕСТРОЕНИЯ, ФИГУРЫ ПЛЯСКИ:

-В воротики наискосок (мое)

-Полукруг и солист

-Круг мальчиков и девочек, их поочередное соревнование

-Расческа

-Мальчики вперед, девочки назад и наоборот

 

4 Поклон и выкрики.

-Поклон скромный (руки «приклеены» к бокам)

-возгласы: девочки «У-ух!», мальчики –«Любо», «гутарить», «раз=два-казачок!»)

 

 

Методы обучения.-

-использование видеозаписей и фотографий (интернет-ресурсов586586)

-метод упражнения, наглядный пример

-подговорки

-Объяснение значения движений, сравнение контрастных движений.

-Образные сравнения»

 

Музыка

-Трава моя, травонька

-Донской казачок

-Ой что-то мы засиделись, братцы…

-Эх молодцы, молодцы (казачья строевая)

-Варенька

-Ты кума моя, паранья

 

Библиографический список

  1. Абраухова В.В. Роль педагога дополнительного образования в формировании творческой направленности ребенка // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 1. С. 155-157.
  2. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. -Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
  3. Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 (22). С. 13.
  4. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013
  5. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 31.
  6. Летучева С.К. Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 (25). С. 8.
  7. Погонцева Д.В. Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания толерантности // Современная этничность и диалог культур: сборник научных работ / под ред. В.В. Сербиненко, Н.М. Асратяна. – Наб. Челны: ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2013. С. 24-31
  8. Погонцева Д.В. Культурно-исторический анализ костюма как визуальной презентации представлений о внешней красоте // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. № 5. С. 116-119.
  9. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010
  10. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.

 

Опубликовано: 13.12.2017