Экологическое воспитание дошкольников
Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО
Автор: Бубличенко Светлана Георгиевна
Организация: МБДОУ детский сад № 65
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Я считаю, что процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа:
растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Я уверена, что для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Новые исследования, новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».
Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.
Цель:
Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.
Задачи:
- Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
- Формировать умение разнообразной деятельности в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
- Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей),
- Следовать экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.
Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка..
Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы».
Все экологические проекты объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Тем самым мы воспитываем у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируем представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.
-
Специально - организованное обучение
- Занятия
- Экскурсии
- Наблюдение за животными и растениями
- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными
- Изобразительная деятельность экологической тематики
- Развитие речи (придумывание экологических сказок, составление, рассказав о природных объектах и явлениях)
- Формирование обобщенных представлений о природе
- Классификация представлений о природе
-
Совместная деятельность педагога и детей
- проектная деятельность
- наблюдение в уголке природы, на прогулке
- целевые прогулки в природу
- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам
- опыты, поисковая деятельность
- труд в уголке природы и на участке
- работа с моделями
- ведение календарей природы, дневников наблюдений
- экологические досуги и праздники
- зкологическая тропа как одна из современных форм воспитания
-
Самостоятельная деятельность детей:
- игры
- экспериментирование
- уход за растениями и животными уголка природы
- изготовление поделок из природного материала
- театрализованная деятельность
Выводы
Анализируя результаты работы я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической, проектной и игровой деятельностью, когда созданы условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.