Доклад на тему: «Преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий для организации детской деятельности по слушанию музыки в детском саду»

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Солодягина Надежда Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 114»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

«Единственная возможность научить ребёнка

жить в существующих условиях, это создать ему условия

для полного овладения своими собственными способностями»

Джон Дьюи

 

Детский сад — часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать деятельность с детьми так, чтобы ребёнок мог проявить активность, свои увлечения и интерес.

Музыкальное образование дошкольников согласно ФГТ направлено на становление музыкальной культуры:

  • Приобщение к музыкальному искусству;
  • Развитие музыкальности детей;
  • Развитие способности эмоционально воспринимать музыку

Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов музыкального воспитания и современных информационных технологий.

Какие преимущества дают ИКТ музыкальному руководителю?

  • Быстрый и целенаправленный отбор информации
  • Наглядное пособие.
  • Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  • Средство подготовки выступлений.
  • Возможность создания и использования интерактивных развивающих игр

Информационные технологии на музыкальных занятиях и досугах, помогают педагогу решить ряд задач:

  • Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
  • Интерактивная доска помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
  • Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Психологические особенности дошкольника таковы, что именно наглядность и игра, в этом возрасте, помогают детям развивать интерес к музыке, повышает мотивацию в самообразовании. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. "Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. "(Китайская народная мудрость)

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к совместной музыкальной деятельности, при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках.

Мультимедиа презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана или интерактивной доски

Это позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Используя возможности программы Power Point, можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности:

1.Восприятие музыки.

Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

2.Музыкально-ритмические движения и танцы.

Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

 

3.Пение.

По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

4. Музыкально-дидактические игры.

Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя игры - презентации по темам: «Жанры», «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, игры-презентации как форму викторины на вечерах досуга.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

На основе программы Microsoft Power Point можно создать компьютерную игру, которая бы включала в себя комплекс видов музыкальной деятельности. Примером тому может быть игра «Путешествие паровозика «ТИ-ТИ-ТА» в страну Гармонию». Игра адресована детям 6-7 лет для совместной деятельности с педагогами и увлекающимися родителями.

В игре представлены следующие разделы программы музыкальной деятельности дошкольников:

  • Слушание музыки
  • Развитие чувства ритма
  • Музицирование и инструменты симфонического оркестра
  • Музыкальная грамота
  • Знакомство с жанрами и видами музыки.

Использовать эту игру можно:

  • В обучении и в совместном творчестве
  • В коллективной и в индивидуальной деятельности
  • Как средство художественно-эстетического развития ребёнка

Данная игра может оказать существенную помощь педагогам и музыкальным руководителям в реализации следующих задач:

  • Выявление у детей стандарта музыкальной компетентности
  • Взаимосвязь обучения, творчества и игры
  • Обогащать музыкальный опыт детей новыми впечатлениями
  • Развивать любознательность и целеустремлённость
  • Формировать у детей целостность представления о различных направлениях музыки
  • Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

 

 

Игра состоит из 6-ти частей-станций: «Оркестровая», «Танцевальная», «Ритмическая», «Вокальная», «Балетная», «Музыкальная».

На каждой станции есть музыкальные задания. Последовательность станций ребёнок может выбрать сам. Мотивация к выполнению заданий – узнать зашифрованное слово в конце игры. После правильно выполненных заданий появляются буквы, из которых нужно сложить это слово. Для более яркого и эмоционального восприятия материала в оформлении игры использованы картинки, анимация, видео и звук, которые подобраны в соответствии с программой и возрастом детей.

Применение компьютерных обучающих и игровых программ в музыкальном образовании дошкольников реально может стать базой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития эмоциональной отзывчивости детей.

 

 

Литература.

  1. Казакова Л.А.Использование презентаций в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
  2. Марголис Я., Иванов А. Шестилетки: к творчеству через компьютер // Информатика и образование. – 1991. - № 3.
  3. Иванова Е. О роли интереса в приобщении старших дошкольников к компьютеру // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 11.
  4. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников// Информатика и образование. – 1990. - №6.
  5. Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  6. Горвиц Ю., Зачем малышам компьютер // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  7. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю.М. Горвица. – М., 1998. – С. 218 – 226.
  8. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  9. Гушлевская Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  10. Основные показатели оценки деятельности ребенка на компьютере // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 20.08.2018