Развитие конструктивного взаимодействия педагогов и родителей

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Морозова Ольга Викторовна

Организация: МБДОУ ЦРР – детский сад № 140 «Творчество»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

«Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям».

Харрис.

 

Актуальность
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и конечно хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь – главный ключ во взаимоотношениях педагога и родителей. Но в тоже время родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:

1.Ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

2.Социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

3Личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствия понимания;

Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, будут сотрудничать между собой. В основе их союза должны быть общие цели и конечный результат. Между воспитателями и родителями должно быть взаимодействие. «Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны жизни и укрепления здоровья.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

• изучение отношения родителей и педагогов к различным вопросам воспитания.

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, районе (городе, области).

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

 

Принципы взаимодействия с родителями.

 

1. Индивидуальный подход.

Умение определить настроение родителя на момент общения. Благодаря индивидуальным беседам, педагог и родители примут решение, как помочь ребенку.

2.Доброжелательный стиль общения.

Доброжелательное взаимодействие педагога с родителями значит гораздо больше хорошо проведенного мероприятия.

3.Сотрудничество.

Вовлечение родителей в совместную деятельность.

4.Поощрение.

Похвала, вынесение благодарности за участие в какой-либо деятельности (тетрадь добрых дел).

Основные формы работы.

Наглядно - информационные:

В раздевальной комнате для родителей сделаны информационные стенды, на которых отображена различная информация о непосредственной образовательной деятельности и результаты продуктивной творческой деятельности детей. Папки- передвижки, буклеты, информация других специалистов ДОУ.

Информационно - аналитические:

- опрос, анкетирование родителей.

Познавательные:

- экскурсии, родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы проведения), консультации, проекты.

В своей работе опираемся на коллективные формы взаимодействия, как традиционного, так и творческого (нетрадиционного) характера (основным остается родительское собрание). На родительских собраниях играем в коммуникативные игры, предлагаем решить ситуации из повседневной жизни детей, используем ИКТ. Являются участниками проекта по профилактике стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста. Родители активно общаются друг с другом в социальных сетях (страничка вконтакте), передают информацию о предстоящих мероприятиях в группе, конкурсах, выставках.

Досуговые:

-праздники, конкурсы, выставки рисунков, поделок из природного и бросового материала.
С родителями были организованы и проведены совместные праздники (Осенний праздник, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, Мисс Творчество). Ежегодно принимают активное участие в изготовлении поделок «Символ года 2017, 2018». Все семьи были награждены благодарностями за участие в конкурсе. В конкурсе «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда участка для организации различных видов деятельности» группа заняла 3 место. Участвуют в конкурсах окружного, городского и областного уровня.
Родители интересуются жизнью детей в детском саду, организуются индивидуальные беседы и консультации по проблемам ребенка. Стараются оказывать посильную помощь по благоустройству участка, предметно-развивающей среды группы. Уже стало традицией на субботники приходить всей семьей.

Создано портфолио группы, где каждый родитель написал самые добрые слова о своем ребенке, оно в течение года пополняется новыми достижениями, результатами детей. Принимают участие в организации и проведении календарных, тематических, спортивных праздников и развлечений. В тетради добрых дел отражены все достижения родителей со словами благодарности за помощь, участие. Дети гордятся и радуются, что их мамы и папы активные, позитивные, креативные, доброжелательные, трудолюбивые.

Тесное сотрудничество, взаимопонимание, помощь, индивидуальный подход родителей и педагогов - залог успешного воспитания ребенка.

 

Опубликовано: 22.10.2018