Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Филякина Ольга Владимировна

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Кулебаки

Внедрение ФГОС ДО требует применения передовых педагогических технологий, новой развивающей предметно пространственной среды, насыщенной компьютерами и другим современным оборудованием, необходимым для развития у дошкольников творческой активности, умения самостоятельно решать нестандартные задачи, углубления и закрепления, имеющихся у них знаний, умений, навыков. Главная задача данного направления – дать ребенку возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей.

Использование проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективная форма для успешного формирования речевого творчества детей и применения их на практике. В соответствии с ФГОС ДО работы проводится в форме сотрудничества педагога и детей с целью интерактивности – открытости к общению. Для активизации и развития у них познавательного интереса в ходе ООД и вне их используются проблемные ситуации, которые носят интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении коммуникативных задач, личностноориентированный подход педагога.

В проблемных ситуациях предполагается творческая импровизация педагога, позволяющая превратить ситуацию в занимательную развивающую игру. Вопросу формирования коммуникативных навыков детей уделяется особое внимание, т.к. это важнейшее условие благополучия ребенка в социальном, интеллектуальном развитии, в освоении детских видов деятельности, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает и разнообразит детские игры, способствует проявлению творчества и фантазии. Через проблемные ситуации процесс освоения ребенком коммуникативных умений будет более эффективным, т. к. дошкольники имеют большой потенциал для усвоения знаний, у них большой интерес к ООД, но разный уровень развития, опыт речевого общения.

 

Для развития речевого творчества детей определены следующие задачи:

  • Отобрать и систематизировать проблемные ситуации, которые могут успешно использоваться в ходе ООД и вне их для достижения оптимальных результатов;
  • Разработать систему ООД и проблемных ситуаций по формированию речевого творчества детей;
  • Создать оптимальные условия детям для повышения уровня формирования речевого творчества детей через проблемные ситуации;
  • Повысить устойчивый интерес к ООД по изучению речевого этикета;
  • Развивать речевое творчество и выразительность;

Работу необходимо начинать с активизации диалогической речи детей для того, чтобы выяснить, что знают дети, какой личный опыт есть у каждого ребенка, определить вместе с детьми, что интересно было бы узнать, каким способом можно пополнить свой опыт, какими средствами можно узнать содержание. Организуя такой коллективный разговор с детьми, воспитатель учит их речевому планированию, стимулирует проявление инициативности ребенка, самостоятельности его суждений, поступков, воспитывает в детях ответственность за свои слова и принятые обязательства. В процессе использования проблемных ситуаций дошкольники учатся формулировать свою точку зрения, аргументировано отстаивать ее, слушать и слышать собеседника, уважительно относиться к его мнению, быть не только убедительными, но и уметь точно и кратко выражать свою мысль, ориентируясь на собеседника. Дети учатся начинать свою речь со слов: «Мне кажется, что…», «Я считаю, что…», «Я не согласен с тобой, потому что…», «Я хочу добавить, что…».

Воспитатель совместно с детьми вырабатывает алгоритм ведения беседы:

  • Четко сформулируйте свою точку зрения;
  • Аргументировано, обстоятельно, убедительно отстаивайте ее;
  • Умейте не только слушать, но и слышать оппонента;
  • Уважительно относитесь к мнению оппонента.

В проблемной ситуации ставится вопрос, не имеющий однозначного решения. В ходе беседы дети ищут ответы, воспитатель внимательно выслушивает все возможные варианты ее решения. Это требует от воспитателя и ребенка ответственного, индивидуального, неповторимого слова-поступка. Коллективные разговоры, которые проводятся с подгруппой детей, способствуют развитию коммуникативных умений, освоению правил речевого этикета: дети учатся говорить по очереди, не перебивать друг друга, поддерживать обсуждаемую тему, не уходя от ее содержания, находить место своей реплики в коллективном разговоре. Воспитатель показывает пример корректного ведения спора; как обратиться к собеседнику, как построить высказывание, чтобы возразить собеседнику, не

обидев его, как доказать свою правоту, используя убедительные аргументы. Реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста можно решать, используя дидактические игры: «Правила речевого этикета», «Разговор по телефону», «А знаешь ли ты, для чего этот предмет» или в работе по составлению и озвучиванию мультфильмов, диафильмов, видеороликов.

Родители воспитанников также нуждаются в педагогическом сопровождении в форме бесед за круглым столом, консультаций, в которых им раскрываются цели и задачи формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста через проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками способствует речевому развитию детей, повышению познавательного интереса, овладению разными формами речи, правилами речевого этикета-практическая реализация подхода к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, как субъекта детской деятельности и поведения.

Именно проблемная ситуация является средой для формирования речевых навыков. Для активного развития речи необходимо самостоятельное мышление, которое рождается в проблемной ситуации. Педагог лишь создаёт такие условия, при которых ребёнок обязательно должен дать правильный ответ, ребёнок самостоятельно пытается найти этот правильный ответ, т. к. именно нахождение правильного ответа является единственным выходом из данной проблемной ситуации.

 

 

Литература:

  1. Стародубова Н.А. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста/Н.А.Стародубова – М.: Академия, 2001г.;
  2. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников/ Ф.А.Сохин. – М.: Центр, 2005г.;
  3. Танникова Е.Б Формирование речевого творчества дошкольников/ Е.Б. Танникова. – М.: Издательский центр «Сфера», 2008г.;
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001г.;
  5. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие, для студентов высших учебных заведений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Академия – 2004г.
  6. http://pedportal.net/
  7. http://www.maam.ru/
  8. http://nsportal.ru/
Опубликовано: 09.11.2018