Дидактические игры с использованием ИКТ в работе логопеда

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Бульбова Татьяна Сергеевна

Организация: МДОУ № 55 «Полянка»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование  важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.

Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Информационная технология – комплекс методов ,способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).
К средствам ИКТ относятся различные новые технологии и оборудование: интернет; компьютерное оборудование; сотовая связь; спутниковые технологии; электронная почта; мультимедийные средства; программное обеспечение и пр. Игры любят все. Игра является положительной средой для обучения любому виду деятельности. Характерной приметой компьютерной эры стали компьютерные игры.
Компьютерные игры являются наилучшей средой для обучения любому виду деятельности.
В компьютерных играх можно выделить следующие категории:
- Развивающие игры;
- Обучающие игры;
- Игры-экспериментирования;
- Игры-забавы;
- Логические игры;
- Компьютерные диагностические игры.
Особая роль принадлежит обучающим и развивающим играм.
Развивающие игры предназначены для формирования у детей умственных способностей, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. Они являются лишь инструментом для творчества, для самовыражения ребенка.
Обучающие игры дидактического типа предполагают решение одной или нескольких дидактических задач. К ним относят игры, связанные с формированием у детей математических представлений, с обучением письму, чтению, иностранным языкам. Также данные игры формируют у детей представления по ориентации в пространстве, решают задачи нравственного, эстетического и экологического воспитания.
В педагогической деятельности возникает возможность использования ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации общеобразовательного процесса, учитывая большую и серьезную заинтересованность детей компьютером. Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.   Ребенок начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи. У ребенка начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – реальные вещи, картины, схемы, слова и т.д. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Компьютерные игры также способствуют формированию рефлексии деятельности ребенка, что позволяет наглядно представить результат своей действий. На ряду с этим происходит смена роли педагога в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником, наставником в выборе компьютерных игр и тем самым формирует основы информационной культуры личности ребенка. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка.

 

Использование компьютерных технологий позволяет:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
- формировать информационную культуру у детей;
-  активизировать познавательный интерес;
-  реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
-  снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;
-  активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- формировать учебную мотивацию, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
- обогащать кругозор;

- развивать психофизиологические функции, обеспечивающие  готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
-  помогать в освоении социальной роли;
-  формировать соответствующие  возрасту общеинтеллектуальные умения (сериация,  классификация);
- организовать благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Преимущества информационных технологий перед традиционными средствами обучения:

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения ( пример: рост цветка, вращение планет вокруг Солнца. Возможность демонстрации различных объектов с помощью  проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

Таким образом, можно сказать, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные игры для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей и быть полезными. Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет не только существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, но и в некоторых случаях сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения;

Сегодня я хочу поговорить об ИКТ как о средстве интерактивного обучения, которое позволяет сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, и тем самым устранить пробелы в знаниях и стимулировать познавательную и речевую активность детей.
Интерактивные игры могут стать частью обучающего процесса и игрового пространства детей. В своей практической деятельности мы применяем мультимедийные техники – пользуемся готовыми играми, а также создаем их сами в программе Power Point.
Данные игры применяются на разных этапах обучения и могут быть использованы любым участником образовательного процесса.
Так, например, в своей работе я использую мультимедийные презентации на этапе
диагностики. С помощью программы MS PowerPoint создаются тематические слайды для обследования устной речи дошкольников. Соблюдая методику логопедического обследования и используя картинный материал Иншаковой, Нищевой, Коненковой, Большаковой и др., созданы презентации для обследования различных компонентов речи дошкольников. Это значительно экономит время для проведения речевого обследования. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает создать условия оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий. Для повышения мотивации может быть организован какой-либо сюжет или герой.

Мультимедийные презентации могут широко применяться непосредственно в коррекционно-развивающей работе с детьми. Например, упражнение артикуляционной гимнастики может быть не только визуализировано за счет картинки, но и озвучено. Можно использовать такой нестандартный прием, когда ребенку дается возможность самостоятельно контролировать себя при выполнении артикуляционных упражнений. Выполнение пальчиковой гимнастики тоже можно разнообразить, например, через использование любимых детьми песенок. Данное упражнение дает возможность включения у ребенка слухового и зрительного анализатора, а также позволяет использовать различное оборудование. Так, например, при выполнении этого упражнения можно применить тренажер су-джок, массажные или пластмассовые мячики и т.д.

Мультимедийная презентация может стать «незаменимым помощником» на этапе автоматизации и дифференциации звуков. Такой не совсем интересный для ребенка процесс можно разнообразить, привлечь его внимание и вызвать интерес. Например, «Звуковой паровозик» (на слоговой анализ и синтез), «Рассади в вагончики», «Собери слово» (слоговая структура слова), «Симка и Нолик» (автоматизация звука на уровне слога), «Песенка про лису» (автоматизация звука на уровне слога, фразы), «Соберем друзей в дорогу» (дифференциация звуков С-Ш), «Где поедут животные?» (дифференциация звуков С

Дидактические игры, направленные на развитие и коррекцию лексико-грамматических категорий, тоже могут стать компьютерными. В такие игры ребенок может играть самостоятельно. Они дают ему право выбора и возможность проверить самого себя. Такие игры, как «Чей хвост, чьи уши ?», «4 лишний» , «1-3-5» , «НАД-ПОД», «Мой, моя, моё», и т.д.

Необходимо отметить, что для реализация моих идей и практического применения компьютерных игр в нашем детском саду созданы технические возможности. Я имею отдельный кабинет, где имеется необходимое оборудование. Такая организация кабинета позволяет провести отдельное подгрупповое или индивидуальное занятие с детьми, используя ИКТ, или, например, практическое занятие с родителями и воспитателями. Я имею возможность перемещения оборудования в другие помещения (кабинеты, музыкальный и спортивный зал и т.д.), это дает возможность выбора условий и соответствующей среды для организации деятельности ребенка, позволяет разнообразить виды работы с детьми,

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 3. С. 3 — 13.
  2. Ващенко О.В. Педагогические инновации в дошкольном и начальном об-разовании: сборник статей Региональной научно-практической конференции. – Тобольск, 2008. -180с.
  3. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.А. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. – № 2. – 2004. – С. 22-25.1, с. 22-25.
  4. Овчинникова Т.С. Качество образования и организация управления в коррекционных ДОУ: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с. 
  5. Ревнивцева Р.М., Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовательном учреждении / Педагогика: традиции и инновации: материалы II международная научная конференция (г. Челябинск октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца , 2012. - 56 с.
  6. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребѐнка в компьютерном веке. – М., 2000.-156 с.

 

Опубликовано: 03.12.2018