«Я личность» или индивидуальный подход в детском саду Монтессори

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Журова Вероника Дмитриевна

Организация: МБДОУ № 43

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист еще в начале века она создала педагогическую систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. В идеях Монтессори- педагогики привлекают глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы, отсутствие какого-либо авторитаризма.

Монтессори — педагогика удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные материалы под руководством опытного учителя. Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.

Для здоровых детей Монтессори-педагогика является развивающей, а для детей, имеющих какие- либо отклонения - терапевтической. Основным лечебным средством служат атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога. Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Если кратко рассмотреть философия методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель - это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори не допускается:

  • сравнение детей;
  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;
  • принуждения.

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

 

Не мало отрыто детских садов, пользующихся методикой Марии Монтессори, но всегда есть плюсы и минусы, так стоит ли отдавать своего ребенка в такой детский сад, рассмотрим несколько положительных и отрицательных моментов, по моему мнению,:

Плюсы методики:

 

Такие детские сады помогают ребенку самообучаться и саморазвиваться; Нет негативных оценок и действий (наказания, принуждения и критики); Ребенок приучается к порядку и дисциплине с ранних лет;

Детки, занимающиеся по этой методике, начинают читать и писать довольно рано; К каждому ребенку – индивидуальный подход;

Группы разбиваются по интересам, а не по возрасту; ребенку интересно, он стремиться к знаниям;

Учит самостоятельно принимать решения; В группах нет соревнования, сравнения с другими детьми; Как, с чем и сколько работать, выбирает сам ребенок.

Минусы:

 

Они возникают прежде всего потому, что эта система подойдет не каждому ребенку. Например, малышу гиперактивному будет нелегко заниматься по этой методике. Изначально она была рассчитана на детей с проблемами в развитии, т.е. не на всех. Постепенно систему адаптировали под ребятишек здоровых, но все же возникают следующие трудности: методика не подходит к школьному стандарту, малышу, привыкшему к свободному перемещению, будет сложно в рамках класса.

Еще один момент, к которому относятся с недоверием -разновозрастность групп. Родители боятся, что старшие будут обижать младших, а младшие - старшим мешать. Но постойте! А разве дети в семье - это не разновозрастная группа? Я считаю, что такой состав групп – весьма неплох: ребенок учится жить в обществе.

Вот уж реальным минусом для меня является отказ от книг-сказок, стихов. Мария Монтессори считала сказки неполезными. Хотя в последнее время сказки входят в жизнь Монтессори-групп.

Так же методике присуща отвлеченность от социальной реальности, группа живет в своем микромире. К тому же, некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным.

Таким образом самым главным принципом системы Марии Монтессори – научить ребенка самостоятельно изучать окружающую среду, быть свободным и развиваться максимально естественно.

В основе программы заложен тезис «Помоги мне это сделать самому!» Личность ребенка, согласно авторскому подходу, постоянно стремится к познанию, и малыш сам может определять, что ему необходимо для обучения.

Основная идея обучения подразумевает контакт с различными материалами, а не через рассказ учителя.

Воспитатель занимает пассивную позицию на занятиях, его обязанность – мягко направлять ученика. Когда ребенок выберет себе занятие или игрушку, педагог должен просто наблюдать за действиями малыша со стороны.

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда», без которой система не может существовать.

Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Несмотря на все это, многие семьи отдают предпочтение именно этой методике, т. к. она является самой лояльной из всех существующих. Мое мнение, мнение педагога, по поводу выбора методики для обучения Вашего малыша такое: Ваш ребенок (каждый ребенок) индивидуален, и никто, кроме Вас, не знает его лучше Вас; поэтому выбирать нужно, исходя из потребностей и потенциала Вашего чада.

Опубликовано: 05.01.2019