Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье»

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Килина Марина Геннадьевна

Организация: МДОУ д/с «Родничок»

Населенный пункт: Республика Алтай, село Турочак

Наказание – это причинение вреда

причиняющему  вред.

Похвала – педагогический домкрат.

В. Кротов.

Цели собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
  2. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.
  3. Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
  4. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

Форма проведения:  обмен мнениями.

Участники: воспитатель, психолог, родители .

Организация родительского собрания:

  • Подготовка приглашений для родителей;

  • Подготовка педагогических ситуаций по проблеме;

  • Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания;

  • Подготовка памяток для родителей

 

Ход собрания

I. Вступительное слово 

Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания.

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме. На что они обращают внимание, что их беспокоит.

II. Чтение и обсуждение откровений детей по теме собрания. 

(Приложение 1 )(Приложение 2. )

III. Чтение и обсуждение анкет родителей по теме.

(Приложение 3)

Все мы испытываем потребность похвалить за что-то своего ребёнка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок.

Давайте послушаем как некоторые из вас «поощряют своих детей» и оценим, правильно ли они поступают. (Чтение и обсуждение анкет родителей)

Как же наказывают своих детей родители ?  (Приводятся данные анкет)

IV. Сообщение воспитателя.

Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.

Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.

V. Выступление  психолога.

Физическое наказание – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка, и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающим к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние.

Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе её лежат общие законы детской психики:

  • Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.

  • Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

  • У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.

Мы можем

  • Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.

  • Воспитывать в детях послушание и самообладание.

  • Установить для детей чёткие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следуя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.

 

VI. Коллективное обсуждение родителями педагогических ситуаций по проблеме. ( Приложение 4)

VII. Индивидуальная работа родителей.

1. Воспитатель  предлагает родителям выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете.

- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

- Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?

- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время    общения с вами?

VIII. Решение родительского собрания.

Уважаемые папы и мамы!

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Благодарю вас, психолога за участие в родительском собрании и предлагаю считать пунктами решения собрания, следующие советы родителям.

(Приложение 5)

Приложение 1

Сочинение по теме

«Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей»

«Если бы я был волшебником, то я сделал бы всех детей счастливыми. Чтобы у каждого были красивые игрушки, компьютеры, интересные книги. Чтобы дети могли бесплатно ходить в кино. Чтобы было побольше  спортивных и детских площадок во дворах, где ребята могли играть все вместе в игры и не совершали плохие поступки. И тогда все мамы и папы будут очень добрые ,и не будут наказывать своих детей»

«Я бы запретила не выпускать детей на улицу. Нельзя запрещать играть в компьютер. Нужно запретить бить детей ремнём. Это не самое лучшее наказание для ребёнка»

«Если бы я была волшебницей, я бы сама наказала родителей. Наколдовала, чтобы родители не наказывали детей. И чтобы они не наказывали их .»

«Я хочу стать волшебницей. Я сделаю так. Чтобы родители не наказывали своих детей. Ведь многие вещи можно объяснить словами. Родители должны быть примером для своих детей»

«Я установил бы закон, который запрещал наказывать детей»

Приложение 2

 

Анкета для родителей

  • Можно ли воспитывать ребёнка без наказания?

  • Что может послужить поводом в вашей семье для наказания?

  • Как реагирует ваш ребёнок на наказание?

  • Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?

  • Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?

  • Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?

  • Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?

  • Как долго помнит ребёнок наказание?

  • Какие меры наказания в вашей семье исключены?

 

Приложение 3

  1. Родители долго думали, что подарить дочери – первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители купила велосипед!»

  2. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за 5 минут сделает и на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка.

  3. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё в 4 классе, он сказал отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»

  4. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик 3 класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, мальчик ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены. Последовало наказание за провинность.

  1. В этой семье в конце недели отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты детей не устраивали, они должны выполнять трудовую повинность по дому и даче. Работу можно найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

 

Приложение 4

Как поощрять ребёнка в семье.

- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

- Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.

- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.

- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

- Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.

Опубликовано: 05.02.2019