Современные формы работы с родителями в ДОУ

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Яковлева Людмила Родионовна

Организация: МБДОУ «ДС КВ «Солнышко»

Населенный пункт: ЯНАО, пгт. Уренгой,

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Главным в работе любой дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста.

Педагоги стараются наиболее полно использовать педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые. Планируя ту или иную форму работы, мы исходим из того, готовы ли современные родители к сотрудничеству, выбираем следующие требования к формам взаимодействия:

  • оригинальность,
  • востребованность,
  • интерактивность.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Поэтому детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:

  • установление единства в воспитании детей,
  • педагогическое просвещение родителей,
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания,
  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,
  • привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником

 

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития педагоги нашего детского сада наметили работу в четырех направлениях:

1. Познавательное направление

2. Информационно-аналитическое направление

3. Наглядно-информационное направление

4. Досуговое направление

Работа с родителями начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. В начале года проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

  • Проектная деятельность
  • Проведение мастер-класс
  • Выставка семейных реликвий
  • Акции
  • Сайт ДОО
  • Группы в Контакте, которые создают либо педагоги, либо родители
  • Фотогазеты из жизни группы

Преимущества такого взаимодействия с семьей неоспоримы:

  • Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • Это учет индивидуальности ребенка;
  • Это укрепление внутрисемейных связей;
  • Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Все выше сказанное отражено в раскрытии направлений нашей работы с семьей.

Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

  • анкетирование
  • тестирование
  • электронная почта родителей.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно педагогической работы с родителями, для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.

Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

  • общие, групповые собрания (стараемся на родительских собраниях отходить от отчетов и поучающих бесед, педагоги проводят собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Используют видеозаписи, слайд-шоу деятельности детей, фрагменты занятий, выступление детей (пение, танцы, театр, мастер-класс – процент посещения собраний повышается);
  • консультации и индивидуальные беседы;
  • выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями, участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали;
  • совместные экскурсии (например «Маршрут выходного дня», далее создается фотоотчет о проведенной экскурсии или прогулке)
  • открытые занятия. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
  • совместное создание предметно развивающей среды
  • совместное создание лепбуков на разные темы
  • проектная деятельность (совместные проекты: педагог – родитель – дети, родитель – дети)

Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

- Родительский уголок, включающий различную информацию.

- Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- Нормативные документы

- Объявления и рекламы

- Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)

- Папка передвижка.

- тематические стенды: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребёнка»

- выпуск газеты «Моя семья, какая она?»; «Ха-ха-тушки» - смешные высказывания детей»; «Муравьиная семья»; «Планета Земля – наш дом» и т.д.

- фотовыставки: «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «Наши меньшие друзья», «В кругу семьи».

- детский сад имеет свой сайт. На сайте родители могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Посетители сайта могут посмотреть фото и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям расширить, оптимизировать свой опыт взаимодействия с ребенком, а также включиться в во взаимодействие с педагогами и другими родителями.

По данному направлению можно организовать:

  • праздники, совместные досуги наиболее полно раскрывают возможности для сотрудничества. Проведение спортивных праздников: «Как Баба – Яга внука в армию провожала», «Мама, папа, я – спортивная семья» сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, альбомы с фотографиями.
  • акции; в ходе акций «Наш участок», «Веселая горка», родители получили возможность оказать помощь в благоустройстве территории и игрового участка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Акции «Накорми птицу зимой», предоставляют возможность родителям как участникам показать личный пример ребёнку положительного отношения. В ходе акции «Внимание, дорога», цель которой было напомнить родителя о необходимости соблюдения правил дорожного движения, родителям вручили буклеты; «Начните утро с зарядки» цель которой была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
  • участие родителей в конкурсах, выставках. Выставки семейного творчества «Дары осени», «Елочная игрушка», «Женщине весне посещается…» (поделки из природного материала), фотовыставки «Я и мои друзья», «Осенние радости», «Рождественские снежинки», «Весенние цветы» сближают родителей и детей, носят не просто «развлекательный» характер, но и способствуют педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
  • выставка семейной коллекции
  • участие родителей в мероприятиях (выступают как носители новой интересной информации о своей работе, о домашних питомцах, или как сказочный персонажи, или как мастера для передачи своего опыта и мастерства)
  • участие родителей в совместной игровой деятельности (где родители принимают активное участи и ненадолго становятся «детьми»).
  • мастер-класс включает в себя практическую часть: «Попробовать. Научиться чему-нибудь» в заключении каждый родитель получает памятку по теме.

Таким образом, использование современных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты:

  • родители вовлекаются в образовательную деятельность ДОО,
  • повышается уровень психолого – педагогических знаний родителей,
  • оптимизируются детско – родительские отношения,
  • дети получают огромное удовольствие от совместной деятельности с родителями в детском саду.

 

Список литературы:

  1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
  2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70
  3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - М.: "Академия развития", 2009. - 224 с.
  4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.
  5. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.
  6. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: "Учитель", 2008. - 111 с.
  7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.
  8. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
  9. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М.: "Учитель", 2010. - 111 с.
  10. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 2010. - 207 с.
  11. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  12. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87-91.
  13. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.
  14. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М.: "Логос", 2011. - 487 с.
Опубликовано: 24.02.2019