Развитие умений детей дошкольного возраста составлять рассказы из опыта в процессе видеосъемки

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Саприкова Олеся Васильевна

Организация: ВЯТГУ

Населенный пункт: Кировская область, г. Киров

Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания психологов, педагогов. В настоящее время, учитывая повышенный интерес детей к гаджетам, эта проблема приобретает особую актуальность. Большую тревожность вызывает отсутствие общения детей в семье (именно в семье начинает формироваться межличностное общение). Родители, в связи со своей занятостью, позволяют детям играть в компьютерные игры на телефоне или планшете, смотреть мультфильмы по телевизору. «Голодание» в живом общении дети заменяют гаджетами, в следствии чего испытывают трудности в общении с окружающими и сверстниками.

Речь занимает особое место в развитии ребенка. Ее главной функцией является коммуникативность – средство общения. Одной из форм речевого общения выступает диалог. Дети испытывают потребность рассказать друг другу о своих впечатлениях, событии, в котором они участвовали. Это характеризуется как коллективный опыт. Происходит это искренне и эмоционально. Более сложной формой речевого общения выступает монолог. Дети делятся историями из личного опыта. И в том и другом случае дошкольники затрудняются логически правильно, последовательно строить предложения, задавать вопросы и отвечать на них. Значение рассказов из индивидуального и коллективного опыта строится на формировании навыков рассуждения, описания и повествования.

На сегодняшний день в ФГОС дошкольного образования в приоритете стоит задача всестороннего развития ребенка, что позволяет эффективно проводить обучение и воспитание детей. В образовательных областях «Развитию речи» отводится важная роль. Особое внимание уделяется развитию диалогической, монологической речи и развитию речевого творчества.

Проанализировав диагностические результаты проведенных исследований, мы увидели, что только 1,5% старших дошкольников могут составить связный рассказ из опыта, без затруднений справились со всеми заданиями. Дети затруднялись в установлении связей, допускали содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. На поставленные вопросы отвечают с затруднением, односложно. Безусловно, эта тема вызвала наш интерес.

Дошкольное учреждение обеспечивает развитие ребенка во всех сферах. Одной из этих сфер является грамотность, которая включает в себя речевое развитие: грамотно составлять вопросы и ответы, логически правильно излагать свои рассказы из опыта. Главная задача развития умений дошкольников составлять рассказы из опыта – это научить детей владеть диалогической речью, как средством общения, монологической речью и речевым творчеством. Детям необходимо не только активно вступать в контакт с собеседником, но и выражать свои мысли и связно логически правильно составлять свой рассказ.

Вернемся к нашим новомодным гаджетам. О вреде современных изобретений средств связи (планшеты, телефоны, компьютеры) для детей дошкольного возраста написано много статей. А есть ли польза от этих изобретений?

Современные телефоны, планшеты оснащены функцией «видеосъемка». А если эту функцию использовать как один из способов активизации опыта дошкольников, подготовки их к описаниям событий из личной жизни?

Привлечение видеосъемки к обучению рассказыванию оправдано тем, что рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) является более сложным для ребенка, чем составление рассказов по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой отражение действительности, только память отражает то, что пережито ранее. В методической литературе сравнительно мало освещены возможности данного способа в речевом развитии. Данный вопрос чаще поднимается в рамках обсуждений по использованию информационно-компьютерных технологий в образовательной работе с детьми. Видеосъемка помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников, познавательной игрой.

В обучении детей дошкольного возраста с помощью видеосъемки могут быть организованы «заочные» экскурсии по музеям, достопримечательностям (города, страны), библиотекам, познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, не выходя из него. Такие путешествия способствуют расширению представлений по изучаемой теме. Но можно процесс видеосъемки применять и в помещении детского сада, и на его территории (на свежем воздухе). При подготовке видеороликов можно использовать проектную деятельность. Такой подход предполагает командную работу, что позволяет детям преодолеть барьер в общении и интенсивнее взаимодействовать друг с другом, так как в проектной деятельности могут участвовать дети как одного возраста, так и разных возрастов.

А сейчас давайте представим: задумали мы, в рамках темы «Профессии», экскурсию в пределах помещения детского сада. Совместно с детьми выбираем тему. Например, в ходе ситуации познавательного общения определяется интересный вопрос: как устроена работа кухни или как устроен кабинет медицинской сестры. Формулируем детям тему проекта: «Расскажем о работе повара» или «Расскажем о работе медицинской сестры». Затем необходимо провести подготовительную работу: актуализируются и обогащаются знания детей по теме, на основании чего можно обсудить и составить сценарий видеоролика. После чего уже непосредственно распределяется очередность роли оператора (важно привлечь всех детей в процесс работы с видеокамерой), организуется съемка. Реализации проекта состоит из трех этапов: Первый этап – подготовительный. Необходимо заранее приобрести опыт по работе с видеокамерой. При необходимости – изготовление атрибутов. Например: если проект предполагает поход на кухню и рассказ о работе повара, то нужно изготовить головной убор повара. Второй этап – обсуждение предстоящего события. Выслушиваются пожелания детей, что ожидают они получить от процесса видеосъемки, задают вопросы. Далее идет само событие, в процессе которого дети задают вопросы, делятся своими впечатлениями. После события идет этап записи и редактирования отснятого материала. Педагог совместно с детьми просматривает отснятый материал. Для детей такая деятельность является способом сказать что-то педагогу, своим сверстникам, родителям. Поэтому процесс редактирования дополняется устными комментариями детей, которые могут быть записаны в виде субтитров или отдельного кадра.

Отснятые видеоролики (клипы) можно представить в виде презентации или организовать в виде очерков, что способствует построению простых предложений. Третий этап – заключительный: совместный просмотр созданного продукта. Каждый автор презентует свой результат. Педагог и другие дети могут задавать вопросы. В конце презентации, в качестве благодарности за получение определенных знаний и эмоций, каждый автор получает аплодисменты.

В таких проектах можно задействовать и родителей. Они с удовольствием примут участие в развитии и образовании своего чада. Например: помощь в изготовлении атрибутов, монтаж видеороликов, или совместно с детьми и педагогом на основе видеороликов создать портфолио, стенгазету, которые можно будет использовать в дальнейшем при обучении рассказыванию. Такие продукты могут выступать в качестве результата деятельности с видеокамерой.

За счет организации эмоционального восприятия видеосъемка мотивирует к использованию различных средств речевой выразительности даже молчаливых и застенчивых детей.

Таким подходом в обучении и освоению всех сторон диалогической, монологической речи и речевого творчества заинтересовались педагоги микрорайона Лянгасово, Города Кирова. Ведь не обязательно иметь под рукой цифровую видеокамеру, достаточно на телефоне включить функцию «видеосъемка», а это сможет сделать любой дошкольник. Пусть будут первые снимки и видеоролики далеки от идеала, но это будет детский опыт, детские впечатления, детское творчество. Таким образом, наши новомодные гаджеты можно применять с пользой для познания, обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

Литература:

1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр. Академия.-2006. – 400 с.

2. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ.- 2005. - с. 4-16.

3. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М. - 2010.-365 с.

4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

5. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. – № 13 (699). – С. 60-68.

6. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор / И. Калаш. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011.

7. Коваль, А.Н., Малыгина, А.Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 648-650. — URL https://moluch.ru/archive/111/27863/

8. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2-

9. Назаренко, Т.В. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Назаренко // Социосфера. – 2012. – № 4. – С. 66-67.

10. Новоселова, С. Л., Петку, Г. П. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М.: Новая школа, 1997.

11. Павлова, Е.А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Павлова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 384.

12. Секисова, М.М. Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста // https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/06/17/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-razvitiya

13. Смирнова, Е., Гударева, О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. 2003. №10. С.63-72.

14. Урунтаева, Г.А. Детская психология. Учебник. -  М.: Академия, 2014. – 336 с.

15. ФГОС дошкольного образования / гл. ред. М.Ю. Пермяков. [Текст] – Ек.: издательский дом «Ажур», 2014. – 23с.

 

Опубликовано: 30.03.2019