Формирование умений у детей 5-6 лет составлять познавательные рассказы о природных явлениях с опорой на мнемические картинки

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Перминова Ирина Викторовна

Организация: ВЯТГУ

Населенный пункт: Кировская область, г. Киров

Формирования умений составлять познавательный рассказ, являются одной из ведущих задач речевого развития старшего дошкольника, имеющего большое значение для познавательного развития ребенка, а также его социализации. Только в связной речи наиболее полно реализуется основная коммуникативная, функция языка и речи.

Умение составлять познавательные рассказы о природных явлениях является показателем монологической связной речи, также имеет и большую ценность для умственного развития детей.

На сегодняшний день в ФГОС дошкольного образования в приоритете стоит задача всестороннего развития ребенка, что позволяет эффективно проводить обучение и воспитание детей. В образовательных областях «Развитию речи» отводится важная роль. Особое внимание уделяется развитию диалогической, монологической речи и развитию речевого творчества.

Как отмечает Е.М. Мастюкова, связная монологическая речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению. Именно формирование монологической речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями – мышлением и др. При обучении детей составлять познавательные рассказы педагоги сталкиваются с рядом проблем, поскольку процесс порождения монологического высказывания очень сложен и предъявляет определенные требования к общему развитию ребенка.

Средств по формированию умения составлять познавательные рассказы в условиях дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно много, и одним из эффективных методов, в результате которого происходит формирование умения составлять рассказы, является использование мнемических картинок. Мнемические картинки представляют собой своего рода опорные схемы. При работе сними, дети осваивают мнемотехнику как систему методов и приёмов, обеспечивающую эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Мнемические картинки облегчают установление последовательности и связей между отдельными частями текста, обеспечивают опосредованное запоминание, чем и объясняется их эффективность в работе по развитию речи с детьми. Дети в возрасте 5-6 лет должны уметь рассказывать о том, что с ними происходит, что они видели, чувствовали, выражать свои мысли, впечатления без отклонения от темы и четко с помощью речи передавать информацию, указывать важные факторы, показатели, называть предметы, их характеристики, выделять существенные моменты.

Познавательные рассказы детей дошкольного возраста должны быть:

  • достоверными – ребенок должен использовать в рассказе слова, которые не искажают и полно, точно передают информацию о предметах, событиях, явлениях;
  • логичными – мысли должны быть изложены логично, последовательно, ребенок должен научиться самостоятельно делать выводы;
  • образными – ребенок должен использовать эпитеты, метафоры, сравнения;
  • точными и полными – рассказ должен быть глубоким по содержанию, лаконичным, но в то же время в полной мере со всеми деталями передавать информацию;
  • точными с точки зрения отбора материалов[13].

В познавательном рассказе содержатся рассуждения, это самый сложный тип монологической речи, который характеризируется использованием сложных языковых средств. Рассуждение основывается на логических рассуждениях.

У детей познавательные рассказы могут быть разнообразны по содержанию. Дети рассказывают о природе, игрушках, играх. Для усовершенствования навыков составления познавательного рассказа очень важно, чтобы ребенок повествовал на знакомую для него тему. О том, что для него близко, понятно, что он использует повседневно. Это упрощает процесс передачи информации и делает речь более полной, насыщенной и связной.

В процессе обучения преподаватель показывает детям, как правильно выделять основные признаки предмета (событий), связи между ними и придерживаться четкой последовательности при изложении этой информации в процессе описания. Также ребенок учится передавать важные детали, использовать точные характеристики, термины, разбавлять речь словами и словосочетаниями, делающими ее живой и эмоциональной.

Вначале обучения навыкам составления познавательных рассказов о природных явлениях целесообразно привлекать к этому процессу группу детей. Суть такого способа заключается в том, что преподаватель начинает предложение, а дети его заканчивают. Если речь идет о составлении плана, то воспитатель и дети вместе обсуждают его, отбирают самые интересные моменты, важные детали, после чего на их основании составляют познавательный рассказ о природных явлениях. Готовый рассказ может проговорить педагог, вставляя свои слова, указывая на ошибки и исправляя их. После этого рассказ проговаривается детьми. Такой подход позволяет детям тщательно проработать все этапы подготовки познавательного рассказа, начиная от составления плана, заканчивая его детальной проработкой и вовлечь в этот процесс группу детей.

Другой подвид такого приема – подготовка познавательных рассказов о природных явлениях небольшими группами. В составлении познавательных рассказов по мнемическим картинкам дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании тему о природных явлениях дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы. Мнемические картинки успешно используют в своей практике и врачи-логопеды.

Мнемические картинки применяются, как смысловые опоры. Их использование при обучении составлению рассказа является одним из методов мнемотехники. Эта технология на практике доказала свою эффективность, она позволяет детям быстро перенимать знания об особенностях природных явлений, окружающего мира, событий, связей между ними. При ее использовании наблюдается более эффективное восприятие информации детьми, что позволяет сохранять важные элементы, характеристики, детали и точно их воспроизводить в познавательном рассказе.

Отечественные специалисты Т В. Большева советуют вначале использовать простые мнемоквадраты, после чего поэтапно переходить к более сложным структурам мнемодорожкам, продвигаясь к мнемотаблицам.

Мнемодорожки можно использовать, применяя метод приложения и наложения, исключая на первых уроках метод полной или частичной зарисовки. После того, как дети освоятся и поймут схему работы с мнемодорожками, можно переходить к использованию мнемотаблиц.

Мнемотаблица представляет собой специальную схему, которая несет в себе определенную информацию.

Она представляет собой изображение событий или предметов с выделением основных сюжетных элементов. Другими словами, рисунок может быть любым. Главное требование – передать наглядную схему, чтобы детям была доступна и понятна информация, которую до них хотят донести. Чтобы подготовить мнемотаблицу, не нужно обладать художественным талантом. Простые изображения может нарисовать любой педагог.

К мнемотаблицам для дошкольников предъявляются определенные требования:

Младший возраст – используется таблица, имеющая четыре клетки (2x2) или десять клеток (3x3).

Средний возраст – применяется таблица на девять клеток (3x3) или шестнадцать клеток (4x4).

Старший возраст – можно применять таблицу на 16 клеток (4x4) или 25 клеток (5x5).

Для детей дошкольного возраста младших и средних групп Т. Б Полянская рекомендует использовать цветные мнемотаблицы. Что касается детей старших групп, то для них целесообразно использовать однотонные рисунки, чтобы они не отвлекались на сочные и яркие изображения, фокусируя внимание на цвете, а не на содержании.

К рассказыванию по мнемическим картинкам дети подводятся постепенно.

Были созданы условия для формирования умения составлять познавательные рассказы о природных явлениях с опорой на мнемические картинки:

  1. читали познавательные сказки (А. Коробова «История Капи»; Е. Бакина, Е. Засолоцкая «Почему на крыше сосульки»; Ю. Игошина «Почему льдинка исчезла»; М. Пантюхина «Сказка о том, как разозлился дождь» и другие);
  2. с детьми составляли мнемические картинки;
  3. составляли познавательные рассказы о природных явлениях с опорой на мнемические картинки.

Использование мнемических картинок облегчает процесс обучения детей составлять познавательные рассказы о природных явлениях. В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание придумывать интересные истории; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.

 

 

 

Литература:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [Консультант плюс]. – Загл. с экрана.
  2. Алексеева, М.М., Ушакова, О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М. 2017. 60 с.
  3. Арушанова, А.Г Дошкольный возраст. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитании,. 2018. № 9. С. 5865.
  4. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / С.П. Баранова. – М. : «Просвещение», 2017.365 с.
  5. Большева, Т.В.Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. 2е изд. испр. / Т.В. Большева. – СПб. : «Детство Пресс»,2016. 96 с.
  6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного
    возраста / А.М. Бородич.
    М. : «Просвещение», 2015. 255 с.
  7. Гербова, В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание, 2018 N 8. – С. 11-24.
  8. Ивченко, С. Картинки-помощники /С. Ивченко // Дошкольное воспитание,2019.№ 2. С. 5759.
  9. Карпова, С.Н., Мамаева, В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет / С.Н Карпова СПб. : «Речь», 2017. 144 с
  10. Пеньевская, Л.А.Рассказывание детей как средство обучения связной речи / Л.А. Пеньковская, //Дошкольное воспитание, 2017. № 16. – С.35–40.
  11. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т.Б Полянская,. – СПб. . ООО издательство «Детство-Пресс», 2018. – 64 с.
  12. Репина, Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги / Т.А. Репина, // Вопросы педагогики, 2018. – № 5. – С. 63–65.
  13. Сохин, ФА. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду /Ф.А. Сохин // М. : Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: сб. науч. трудов, 2016. , 325 с.
  14. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении познавательных рассказов / Т.А. Ткаченко, // Дошкольное воспитание, 2017. – № 10. – С.16.

 

Опубликовано: 04.06.2019