Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Киселева Наталья Васильевна

Организация: МБДОУ д/с № 11 «Берёзка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, т.к. речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить , а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети , начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, замкнутыми, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ?

В целом уровень речевого развития современных детей дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Проблема развития речи день ото дня становится все более актуальной. Почему ? К сожалению, сейчас, когда детям все меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники все больше время проводят за экранами телевизоров и компьютерами, они меняются возможностями услышать правильную, красивую русскую речь . Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысл, тем более , что и взрослые не всегда могут проконсультировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.

Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль , добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.

Если учесть , что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.

Е.И.Тихеева говорила... « В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умения осмыслить воспринимаемое выразить его в правильной , четкой , логической речи. По тому как ребенок умеет строить свое высказывание , можно судить об уровне его речевого развития «

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов , влияющих на речевую функцию:

- Ухудшение состояния здоровья детей;

-Существенное сужение обьема «живого» общения родителей и детей ;

-Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

-Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи , что проявляется в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной , либо в равнодушном к нему отношении.

Исходя из высказанного, в дошкольном учреждении максимально со необходимо создавать условия для развития речи детей.

  1. В общении со взрослыми и сверстниками педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой , давать детям образцы правильной литературной речи:
  • речь сотрудников должна быть четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
  • в речь включены разнообразные образцы речевого этикета.

2. Педагогам необходимо обеспечить развитие звуков культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

  • следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей ( организовать звукоподражительные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова.

Использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

  • наблюдать за темпом и грамотностью речи детей.

3.Педагогам нужно обеспечить детям условия для обогащения их словаря:

  • создавать ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
  • помогать ребенку овладеть названием предметов и явлений , их средств, рассказывать о них;
  • знакомить детей с синонимами, антонимами, ононимами.

4. Развивать связную речь.

  • побуждать детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
  • организовывать диалоги между детьми и взрослыми.

5. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы и поощрять детское словотворчество.

Но не только эту проблему решать нужно в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность , соотнося свои требования с его реальными возможностями. Наиболее близкие и естественные для ребенка дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментированием, театрализованная и другие виды деятельности. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи ,касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В нашем мире, насыщенном информаций и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного счастья.

Тетрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, т.к она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника. В ней используются лучшие образцы художественные слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Таким образом, театральная деятельность является разновидностью ведущей ( игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, и совершенствует речь ребенка.

 

Используемая литература:

  1. Акулова О. Тетрализованные игры. Дошкольное воспитание. 2005-№4-с.24
  2. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.Для занятий с детьми 4-6 лет/под ред. О.Ф.Горбуновой.- М.:Мозайка- Синтез,2007.-144с.
  3. Артемова Л.В. Тетрализованные игры дошкольников:Кн. Для воспитателя детского сада-М., «КНОРУС», 2003 г.,156с.
  4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академия, 2002-159с.
  5. Шорыгина Т.А Красивые сказки. Эстетика для малышей.- М.: Книголюб, 2003.-136 с.

 

 

 

Опубликовано: 17.09.2019