Роль предметно-игровой среды ДОО в формировании личности дошкольника

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Чудина Александра Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №103»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Важное значение в дошкольных учреждениях обращается на построение предметно-игровой среды, так как ведущим видом деятельности ребенка является игра, в этой связи, очевидно, что, ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку подобрать занятие исходя из собственных интересов, почувствовать себя более уверенно, вступать во взаимодействие с окружающими, брать во внимание и оценивать чувства и поступки других, ведь это и является основой развивающего обучения.

О.М. Дьяченко говорил: «Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.»

Рациональная организация пространственно- игровой среды, с определенным предметным содержанием, является важным условием развития и воспитания дошкольника. Значимость соответствующей среды в стимулировании детской деятельности акцентировала Л. В. Глаголева: «Основным путем приобретения нового и закрепления ранее полученного опыта должен быть для ребенка путь самостоятельной работы, путь самовоспитания, на который толкает его тщательно продуманная среда, изобилующая стимулами».

Воспитательный потенциал предметно-игрового пространства наилучшим образом раскрывается при грамотном педагогическом руководстве, которое обеспечивает полноценный уровень развития игровой деятельности.

Игровое пространство- это не конкретное место, а совокупный образ места, созданного главным образом для игры и взаимодействия воспитанников друг с другом, а также чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

С. Т. Шацкий подчеркивал роль окружающей обстановки в воспитании детей и считал, что развивающее воздействие среды будет напрямую зависеть от активности самих воспитанников, от того, насколько чем активно дети включаются в ее преобразование. Среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания: «…среда, которая создается в целях педагогического воздействия».

Предметно-игровая среда выполняет ряд функций. К ним относят организующую, воспитательную и развивающую функции.

Таким образом, организующая функция предметно-игровой среды выражается в том, что она предоставить дошкольнику возможность найти себе увлекательное занятие без помощи взрослых или в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. Пространственно-игровая среда может выступать источником осуществления интересов и потребностей самого ребенка, а также, стимулировать зарождение новых интересов.

Предметно-игровая среда обеспечивает условия для воспитания разных качеств и сторон личности ребенка. Обладают большим потенциалом и сами игры, и все что связано с ней: игровое оборудование, предметы, окружающие ребенка. В психологии достаточно подробно описано как игрушка «вызывает» те или иные поведенческие реакции и определяет их нравственный облик. Кроме этого, предметно-игровая среда выступает источником взаимодействия и способствует формированию сотрудничества или соперничества, положительных или отрицательных взаимоотношений между детьми. В предметно-игровой среде ребенок также учится организовывать собственное время, обретать навыки аккуратности, бережливости и т. д.

Развивающей функции среды отводится значительное внимание. Развитие, в данном случае, рассматривается как постоянный переход количественных накоплений в качественный процесс постоянного роста и обогащения личности. Двигательное, познавательное, речевое, эстетическое и др. развитие опосредуется той предметно-игровой средой, в которой находится ребенок.

При определении характера предметной среды – окружения, способного затронуть все стороны личности ребёнка дошкольного возраста, важно понимать, что среда должна отвечать главной потребности ребенка которая заключается в игре, то есть по формам функционирования носить игровой характер. Игра является основным видом деятельности дошкольников, внутри которого наиболее интенсивно проходит личностное и интеллектуальное развитие дошкольника. Именно в игре дети являются субъектами деятельности, её активными творцами, способными воздействовать на окружающий мир.

Описанные особенности игры позволяют считать её одним из факторов, стимулирующим развитие других специфических видов деятельности дошкольника, в частности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Таким образом, наполнение предметно-игровой среды должно носить игровую направленность, то есть быть предметно-игровой, с учетом основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста.

Г. Н. Гришковой предметно-игровая среда рассматривается как предметное окружение, включающее ребёнка в игровую деятельность и развивающее его личностный потенциал.

«Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка…», утверждал Л. С. Выготский.

Каждый этап психического развития дошкольника имеет соответствующий ведущий вид деятельности, который играет решающую роль, в это же время другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Д. Б. Эльконин утверждал «Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.»

Д. В. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно- потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что предметом особого внимания в Дошкольном учреждении должна стать предметно-игровая среда, как фактор обеспечения условий для детской деятельности, а также зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.

Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее содержание, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.

 

 

Опубликовано: 06.12.2019