Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Тюменцева Светлана Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад 25»

Населенный пункт: Томская область, г. Северск

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искpa, зажигающая огонек пытливости и любознательности. »

В. А. Сухомлинский

Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике.

Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.

Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников способ познания окружающего мира.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.

Наша работа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста ведётся через различные дидактические игры. Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.

Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования элементарных математических представлений у детей.

Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.).

Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке

Игры на ориентирование в пространстве. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в эти игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? " (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых, они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Также на закрепление знаний о геометрических фигурах предлагаю следующие игры:

• «Геометрическая мозаика» (Составь картинку).

• «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.

• «Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.

• «Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.

• «Составь из частей» и назови сколько треугольников.

• «Волшебные картинки» - создание образов на основе схематического изображения геометрических фигур

• Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности. (Дорисуй и назови предмет).

• «Назови геометрические фигуры и сколько их? ».

• «Собери бусы из геометрических фигур»

• «Ковёр – самолёт» с прорезями геометрических фигур.

 

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Знакомлю детей со способами присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Дети осваивают способ перестроения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

Не надо забывать и о том, что важное место при развитии математических способностей играют пальчиковые игры и физкультминутки:

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальчиковый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления. Отгадывая задачи математического содержания – дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например:

1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).

2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).

3) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).

Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и на индивидуальной работе, в играх детей, с целью закрепления пройденного материала.

Использую в своей работе:

• Физкультминутки математического содержания.

• Задачи в стихах.

• Считалки.

• Скороговорки.

• Пословицы математического характера.

• Игры с пальчиками.

В индивидуальной работе с детьми использую рабочие тетради. Ведь именно в самостоятельной деятельности ребёнок сам:

• воспринимает игровую задачу,

• выбирает пути и способы достижения результата,

• высказывается по поводу игровых действий,

• располагает большим количеством времени для выполнения намеченной цели,

• самостоятелен в преодолении возникающих трудностей.

Использую в работе с детьми различные виды игр:

1. словесные игры с использованием мяча:

• «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы.., платье длинное, а юбка… ., шорты короткие, а брюки… .)

• «высокий – низкий»; «широкий – узкий» (дерево высокое, а куст… ., стул низкий, а шкаф… ., дверь узкая, а окно… ., и т. д.)

• «толстый – тонкий»; «большой – маленький».

2. Игра на различие временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)

«Назови пропущенное слово»

Утром пришёл в д/с, а ушёл… .,

Завтракаем утром, а обедаем,

В д/с спим днём, а дома спим… .,

Светло бывает… ., а темно…. ,

Луна видна, а солнце… .,

Небо голубым бывает… ., а звёзды блестят… .,

Днём бывает… ., а ночью…. ,

Ночью видна, а днём… .,

Ночью небо… ., а днём… .

Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т. д.

3. Игры на различие предлогов (на, под, в, за) :

«Где птичка? », «Угадай, куда положили? »

4. Игры на пространственную ориентацию

«Угадай где? » (где спрятали загаданную игрушку)

«Угадай, кого загадали? » (впереди от тебя, справа, слева, сзади)

5. Игры на ориентировку на листе бумаги

«Где мячик? », «Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т. д.)

Проводя каждую игру я ставлю перед собой помимо математических, и речевые задачи:

• по развитию связной речи,

• обогащению словаря,

• развитию грамматического строя речи,

• по звуковой культуре речи.

Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям предлагаю работу по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, математические способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию.

 

 

Литература :

1. Коротовских Л. Н. Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.- 224 с .

2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. СПб: «Детство-Пресс», 2001.- 94 с.

3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике -М. : Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с .

4. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М ., 1980. -128 с.

5. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. -М. : Издательский центр «Академия», 2000 .- 272 с.

Опубликовано: 30.03.2020