Развитие продуктивных видов деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО
Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
Автор: Грибова Елена Сергеевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №325 «Незабудка» г.о. Самара
Населенный пункт: Самарская область, г. Самара
Главная задача педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, организовать непрерывную систему воспитания, обучения и развития, которая позволила бы особенным детям получать образование и социализироваться в обществе. Наш детский сад комбинированного вида №325 «Незабудка» г.о.Самара посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют индивидуального подхода.
В настоящее время инклюзивный подход в образовании только разрабатывается, создаются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Однако полноценной реализации инклюзивного подхода препятствует не столько отсутствие специальных условий в ДОО, сколько существующие в обществе психологические барьеры и стереотипы.
А.С.Сиротюк, автор книги «Воспитание ребенка в инклюзивной среде», считает, что основными проблемами ДОО, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, является неготовность нормативно развивающихся детей и их родителей к инклюзии, а также рост числа детей с умственными, сенсорными, психическими и физическими нарушениями [5, с.3].
Большое значение в настоящее время приобретает художественно-эстетическое образование и воспитание детей с РАС. ФГОС ДО ставит перед нами задачу развития продуктивной деятельности каждого ребенка, формирование творческой личности и подготовки ее к жизни в обществе. Формированию у детей дошкольного возраста с РАС культуры поведения, эстетического вкуса, нравственных идеалов, мировоззрения, творческих способностей помогает художественно-эстетическая деятельность.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», которая организацию инклюзивной практики строит на следующих принципах:
- индивидуальный подход с учетом выявленных особенностей воспитанников с ОВЗ;
- поддержка самостоятельной активности ребенка;
- понимание и принятие друг другом всех участников образовательного процесса;
- комплексный, междисциплинарный подход в разработке методов и средств воспитания и обучения;
- вариативность развивающей среды;
- партнерское взаимодействие с семьей [4, с.158].
Основной задачей образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие у детей эстетического вкуса и творческих способностей, формирование эстетического отношения к миру и освоение детьми различных видов художественной деятельности. Педагоги нашего детского сада обучают детей с особыми образовательными потребностями рисованию, лепке и аппликации с применением средств, отвечающим их психофизиологическим особенностям.
Все занятия способствуют развитию мелкой моторики рук и пальцевой моторики, развивают точность движений, формируют представления о форме, цвете, различных материалах и их конструктивных возможностях.
Т.С.Комарова считает, что возникающий в дошкольном возрасте интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый и развиваемый родителями и педагогами, значительно способствует возможности отражать окружающий мир, помогает художественно-творческому развитию ребенка [2, с.3].
Дети с ОВЗ также обладают талантом к творческой деятельности, как и здоровые дети. Но для их развития требуется специальная помощь педагогов. Г.Н.Галеева в своей статье «Главные ступени раскрытия способностей и развития таланта детей с ограниченными возможностями» пишет о трех ступенях в художественно-эстетическом развитии детей с ОВЗ:
- вовлечение всех детей в творческую деятельность;
- создание ситуации успеха;
- психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ [1].
Ребенок с особыми образовательными потребностями проходит в своем развитии те же стадии, что и здоровый. Поэтому обучение таких детей строится на основе тех же этапов и сензитивных периодов, но с учетом индивидуальных особенностей развития.
Много педагогов и психологов занималось изучением творческого развития детей с ОВЗ. Среди них можно назвать А.А.Венгера, М.Ю.Рау, Н.Д.Соколову, Т.С.Зыкову, Л.И.Плаксину, Е.А.Стребелеву, Е.А.Екжанову, Г.В.Цикото, В.Г.Кузнецову и др. В специальной педагогике известны работы по использованию изобразительной деятельности в обучении детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, задержкой психического развития, ДЦП и РДА.
При поступлении детей с ОВЗ в наш детский сад многие дети не обладают даже элементарными навыками – держать карандаш, правильно обращаться с красками и пластилином. Но главная сложность не в этом, а то, что детям с ОВЗ требуется значительно большее время для первичного восприятия предмета, невозможности проанализировать его без помощи взрослого. Требуется больше усилий для изображения вследствие нарушения развития мелкой моторики рук и общей координации движений.
У нас в детском саду ведется работа по развитию у детей продуктивных видов деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных техник, планируется создание изостудии и музея. Ввиду невозможности реального посещения детей с ОВЗ музеев мы проводим виртуальные экскурсии в нашей ДОО, на которые приглашаем также и родителей воспитанников. Темы и объем виртуальных экскурсий зависят от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Для знакомства родителей воспитанников друг с другом, а также воспитания любви к народным традициям и культуре русского народа мы регулярно в течение года организуем праздники и развлечения, театрализованные представления, в которые по мере возможности вовлекаются и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия детей с ОВЗ в группе нормативно развивающихся детей возможна при толерантном отношении к детям-инвалидам со стороны сверстников и окружающих взрослых. А толерантность является необходимым качеством личности современного человека, которая проявляется в позитивном отношении, принятии и готовности оказывать помощь при необходимости.
В нашем детском саду мы постоянно ищем новые формы работы с детьми с РАС, которые позволят более эффективно помочь особенным детям адаптироваться и как можно более полноценно жить в нашем обществе.
Список использованных источников
- Галеева Г.Н. Главные ступени раскрытия способностей и развития таланта детей с ограниченными возможностями//Педагогические науки. – 2014. – №6(25) Часть 2. – Электронный ресурс: https://research-journal.org/pedagogy/galeeva-g-n/ (дата обращения 30.01.2019).
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст]: монография/ Комарова Т.С. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
- Мордвиненко Н.Э. Особенности изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. – Электронный ресурс: http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-izobrazitelnoy-deyatelnosti-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 31.01.2019).
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
- Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).