Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии речи у дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Шунько Наталья Юрьевна

Организация: МБДОУ №53 «Росточек»

Населенный пункт: Московская область, г. Мытищи

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

 

Российские ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина), изучавшие деятельность головного мозга, психику детей, отметили тесную связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет важнейшую роль. Гармонизация мелкой моторики рук, движений тела и органов речи способствует формированию правильного звукопроизношения, помогает нормализовать темп речи, снижает психическое напряжение. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики.

Итак, что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика— совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой[.

Важным средством для развития мелкой моторики и речи ребенка являются пальчиковые игры и упражнения. Разучивание стихотворных текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, мышления, творческой активности.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Пальчиковые игры и упражнения развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Также занятия пальчиковыми играми и упражнениями помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры и упражнения, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Такая систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр и упражнений, а также совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.

Из чего можно сделать вывод: пальчиковые упражнения и игры, несомненно, являются доступными и простыми средствами развития речи дошкольника. Выполняя пальчиковые упражнения, дети достигают хорошего развития моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

 

Список используемой литературы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  3. Гризик Т. И. «Развитие речи детей»-М., 2005
  4. Любина Г. Г. «Рука развивает мозг» // «Ребёнок в детском саду». -2003.-№4; №5: №6.
Опубликовано: 06.07.2020