Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Солованюк Оксана Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад 25»
Населенный пункт: Томская область, г. Северск
Цель моей работы — развитие речи у дошкольников через театральную деятельность.
Речь — одна из важнейших линии развития ребёнка. В детском саду происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Речь помогает понять друг друга.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общении детям заменяет компьютер и телевидение. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
- не достаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь;
- не способность построить монолог;
- отсутствие навыков культуры речи.
Многие родители полагаются на детский сад, что в детском саду всему научат, а им не надо напрягаться. Однако, как показывает практика, что, только занятии в детском саду недостаточно для формирования речевых умений и навыков. развития коммуникативных способностей. Поэтому моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе. В родительском уголке помещаю рекомендацию по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме.
Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребёнок будет общаться в дальнейшим.
В ходе непрерывно образовательной деятельности, стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводится персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания).
Например:
- в гости к нам пришла кукла Катя и мы для неё приготовили угощения (лепили из пластилина пряники).
- по дороге в детский сад встретила грустного щенка, у него нет дома (строили для него дом) и т.д.
Это пробуждает интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажем.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки. Пальчиковые игры и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять.
Заимствуя из сказок образные выражения, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
Репертуар игр- драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенности психоречевого развития детей, материал для игр- драматизаций в группе служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи. Затем, предлагается драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с воспитателем. Затем драматизируются небольшие сказки.
На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить словом и движение. Тогда представление ребёнка о животном формируется из внешнего облика его повадок и характера.
Например:
-медведь, неуклюжий, косолапый, походка тяжёлая, вразвалку;
- колобок, непослушный, весёлый, круглый, румяный из теста;
- лиса, рыжая, пушистая, хитрая, игривая, походка лёгкая, красивая, осторожная.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может задействовать все режимные моменты: включаться во все занятия, совместную деятельность детей, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то. Что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать-вот, что необходимо ребёнку.»
По результатом наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности, обогатился словарь, усовершенствовалась выразительность речи. Дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев.
Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из важных направление в моей работе- это взаимодействие с родителями. Они с удовольствием откликаются на просьбы, постоянно пополняется наш театральный уголок: вязанным пальчиковым театром, сделаны из бросового материала домики и небольшие удобные ширмы.
В группе оборудован театральный уголок. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, а так - же маски, реквизиты декларации, костюмы для ряженья. Так же в группе есть уголок по развитию речевой активности: художественная литература, картотеки артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешк, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, считалки. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, пересказать знакомые потешки, сказки.
Таким образом развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Литература:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
- воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
- воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
- воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
- М.Ф. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.» 2008 год
- Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» 2003 год
- Н.К. Новотворцев «Развитие речи детей». 1995 год
- Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду». 2008 год