Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Солованюк Оксана Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад 25»

Населенный пункт: Томская область, г. Северск

Цель моей работы — развитие речи у дошкольников через театральную деятельность.

Речь — одна из важнейших линии развития ребёнка. В детском саду происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Речь помогает понять друг друга.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общении детям заменяет компьютер и телевидение. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

  • не достаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь;
  • не способность построить монолог;
  • отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются на детский сад, что в детском саду всему научат, а им не надо напрягаться. Однако, как показывает практика, что, только занятии в детском саду недостаточно для формирования речевых умений и навыков. развития коммуникативных способностей. Поэтому моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе. В родительском уголке помещаю рекомендацию по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме.

Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребёнок будет общаться в дальнейшим.

В ходе непрерывно образовательной деятельности, стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводится персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания).

Например:

- в гости к нам пришла кукла Катя и мы для неё приготовили угощения (лепили из пластилина пряники).

- по дороге в детский сад встретила грустного щенка, у него нет дома (строили для него дом) и т.д.

Это пробуждает интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажем.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки. Пальчиковые игры и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять.

Заимствуя из сказок образные выражения, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

Репертуар игр- драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенности психоречевого развития детей, материал для игр- драматизаций в группе служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи. Затем, предлагается драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с воспитателем. Затем драматизируются небольшие сказки.

На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить словом и движение. Тогда представление ребёнка о животном формируется из внешнего облика его повадок и характера.

Например:

-медведь, неуклюжий, косолапый, походка тяжёлая, вразвалку;

- колобок, непослушный, весёлый, круглый, румяный из теста;

- лиса, рыжая, пушистая, хитрая, игривая, походка лёгкая, красивая, осторожная.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может задействовать все режимные моменты: включаться во все занятия, совместную деятельность детей, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то. Что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать-вот, что необходимо ребёнку.»

По результатом наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности, обогатился словарь, усовершенствовалась выразительность речи. Дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев.

Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Одним из важных направление в моей работе- это взаимодействие с родителями. Они с удовольствием откликаются на просьбы, постоянно пополняется наш театральный уголок: вязанным пальчиковым театром, сделаны из бросового материала домики и небольшие удобные ширмы.

В группе оборудован театральный уголок. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, а так - же маски, реквизиты декларации, костюмы для ряженья. Так же в группе есть уголок по развитию речевой активности: художественная литература, картотеки артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешк, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, считалки. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, пересказать знакомые потешки, сказки.

Таким образом развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

 

 

Литература:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
  2. воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
  4. воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
  5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
  6. воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
  7. М.Ф. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.» 2008 год
  8. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» 2003 год
  9. Н.К. Новотворцев «Развитие речи детей». 1995 год
  10. Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду». 2008 год

 

 

Опубликовано: 17.09.2020