Проектная деятельность как средство развития детей и взрослых

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Смашнёва Наталья Владимировна

Организация: МБОУ «НШ-ДС «Росток»

Населенный пункт: Республика Хакасия, п. Тепличный

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Но в нашем современном мире большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием и развитием своих детей.

Поэтому многие родители возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательное учреждение. Традиционные формы работы с родителями не дают возможности тесного контакта в воспитании и развитии детей. На сегодняшний день один из наиболее эффективных форм работы с родителями – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Проектная деятельность способствует становлению субъектных характеристик, а субъектная позиция характеризует человека как личность самостоятельную и творческую, которая является инициатором собственной деятельности, а не исполнителем чьих-то инструкций. Субъект – это тот, кто проявляет инициативу к деятельности, определяет возможный результат, планирует его достижение и несёт ответственность за его достижение.

Проблемы, решаемые в рамках детского проекта, определяются субъектами на разных уровнях деятельности. Для педагога проблемой является необходимость обеспечения достижения планируемых результатов (целевых ориентиров). Соответственно цель определяется как создание условий, обеспечивающих развитие ребёнка в процессе его собственной проектной деятельности.

Для детей это – получение определённого результата, который они самостоятельно определяют и планируют процесс его достижения, опираясь на опыт и поддержку взрослых.

Задача родителей заключается в оказании помощи своему ребёнку в реализации проекта. Если в рамках проекта проходят конкурсы, праздники, которые готовятся группой педагогов, в этом случае на уровне образовательной деятельности субъект будет представлен не отдельным педагогом, а командой педагогов.

Целью проектной деятельности в нашей группе являлось создание модели конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей для формирования единого сообщества. Родителям была предоставлена информация о методе проектирования как уникальном средстве обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способе освоения новых понятий и представлений о различных сферах жизни.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых. Поэтому темы реализованных проектов в нашей группе «Звёздочки» самые различные:

  • «Вырастим растение»;
  • «Наши пернатые друзья»;
  • «Родной зелёный уголок»;
  • «Кому нужна зима?»;
  • «Весёлый огород»;
  • «Придумаем сказку сами»;
  • «Маленькие друзья природы»;
  • «Хлеб всему голова»;
  • «Кем быть»;
  • «Мы построим птицеград».

Главное условие всех наших проектов – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Идеи проектов приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес. Например, проект «Кому нужна зима?», возник из разговора детей о зиме, кому-то она нравится, а кому-то нет. Этот исследовательский проект способствовал вовлечению ближайшего окружения детей (родителей, бабушек, сестёр, братьев). Продуктами проекта стали презентации о зимнем отдыхе и спорте, альбомы. А идея проекта «Наши пернатые друзья», появилась на свет после замечания Вари о том, что у нас в группе мало картинок про птиц. В процессе совместной деятельности детей и взрослых при создании альбомов «Птичий дом» и «Птицы разных стран», возникла идея сделать кормушки для птиц. Так появился новый проект «Мы построим птицеград» в рамках этого проекта, дети участвовали в республиканской акции «Сохраним мир птиц» и заняли призовое место.

При разработке проектов мы используем модель «трёх вопросов».

Её суть в том, что детям задаётся три вопроса: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что узнали? Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Ответы детей записываются. Затем задаётся второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы тоже записываются, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Когда дети выскажутся, появляется ещё вопрос: Как нам найти ответы на вопросы?

Для сбора информации создаётся системная паутинка работы по проекту. Она включает в себя то, о чём дети должны узнать. С такими паутинками знакомились родители. Это облегчало их работу по сбору информации.

Ответы на вопрос Что мы узнали? дают понять, чему научились дети при реализации проекта.

  • этой модели показало, что родители сами очень многого не знают об окружающем их мире. После проведения проекта «Родной зелёный уголок», для всех стало новостью то, что берёзка на Руси всегда выполняла четыре важных дела. Первое дело – мир освещать. Берёзовая лучина была главным источником света в русских избах. Берёзовые лучины зажигали вечерами в избах.

Второе дело – крик утишать. Крик – это скрип телеги утишался, когда колёса смазывали берёзовым дёгтем.

Третье дело – больных исцелять. Лекарственные вещества есть в почках, в листьях и в коре берёзы. Берёзовое лекарство помогает от многих болезней.

Четвёртое дело – чистоту соблюдать. В бане парились берёзовыми вениками и сейчас люди парятся берёзовыми вениками. Говорят, берёзовый веник все болезни забирает, а здоровья прибавляет.

Проект «Вырастим растение» помог очень многое узнать не только детям, но и взрослым. Выращивая комнатные растения, многие с удивлением узнали, что алоэ необходимо держать на кухне, так как это растение собирает в себя все угарные газы. Совместное выполнение домашних заданий по проведению экспериментов в проектах «Кому нужна зима» и «Весёлый огород» научило родителей быть друзьями для своих детей, жить их интересами, увлечениями, поделиться своим опытом.

«Растение - Земли украшение!» - под таким девизом был реализован проект «Маленькие друзья природы». Дети приложили немало усилий, чтобы самостоятельно вырастить рассаду для клумб, узнали, что необходимо для роста растений. А главное, они смогли поделиться опытом со сверстниками, показывали дневники наблюдений, рассказывали о процессе выращивания рассады цветов.

Во время реализации проекта «Придумаем сказку сами» была создана социальная ситуация развития в процессе изготовления игрушек-самоделок для показа придуманной сказки, что способствовало развитию детского творчества, приобщению к искусству путём изготовления творческой поделки, развитию фантазии, конструктивного мышления и расширению игрового опыта.

  • достигли своей цели - узнали, что можно сделать кукол для театра из бумажных трубок, выяснили, как изготовить игрушку своими руками, придумали сказку, показали придуманную историю для друзей.

Реализация наших проектов осуществляется всегда в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с объектами социальной среды:

- экскурсии («Знакомство с кедром», «Зелёный мир», «По знакомым улицам», «По тропинкам профессий»);

- посещение сельской библиотеки (конкурсы чтецов, литературные викторины, выставки книг по темам проектов);

- практически полезные дела (акции «Мы чистим мир», «Полечим сирень», «Поможем растениям»).

Проектный метод предусматривает только партнёрские отношения. Сотрудничество в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнёров, как ребёнка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счёт работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Организация проектной деятельности отвечает принципам дошкольного образования, указанным в п. 1.4. ФГОС:

- построение образовательной деятельности осуществляется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- обеспечивается поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Опубликовано: 18.02.2021