Музыкально–ритмическая деятельность в укреплении здоровья детей
Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО
Автор: Бурмагина Татьяна Андреевна
Организация: МБДОУ детский сад №5
Населенный пункт: Мурманская область, П.г.т. Умба
Дошкольный возраст является лучшим временем для воспитания навыков физического и психического благополучия.
В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность. Поэтому так важно на этом этапе начинать формировать и прививать необходимые знания и навыки здорового образа жизни.
Задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья особенно актуальна в наше непростое время.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
- сохранению и укреплению здоровья детей;
- развитию сенсорных и моторных функций;
- формированию потребности в двигательной активности;
- профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
- приобретению навыка правильного дыхания;
- развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
- развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.
Основываясь на работе Г.И. Анисимовой, Е.В. Михеевой можно выделить 3 аспекта воздействия на организм ребенка, способствующих укреплению физического и психического здоровья:
Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций. (Исследования В.М. Бехтерева, И.М.Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова)
Второй аспект – психологический
Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический
Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.
Занятия музыкальным движением способствуют физическому развитию детей:
- совершенствуется координация движений
- улучшается осанка
- повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их чёткость, выразительность.
В своей работе я использую следующие упражнения:
Упражнение «Мышки»
(музыкально-ритмические движения с пением)
(на развитие всех мышц туловища)
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон.
Упражнение создает яркий образ и детям хочется завершить его игрой. Поэтому можно провести игру (считалкой выбирается кот, который сладко спит в сторонке, когда напуганные мышки убегают, услышав звон часов, он просыпается и ловит их)
Упражнение-игра «Ходьба на носках и пятках»
(на развитие мышц ног»
Ход упражнения. В роли мамы выступает педагог. Мама сидит и дремлет на стуле, а вокруг нее стоят дети, которые не хотят ее будить
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разных направлениях.
Тук-тук, тук-тук,
Тук, тук, тук,
Раздается пяток стук.
Мои пяточки идут,
Прямо к мамочке ведут.
Это упражнение создает атмосферу покоя, любви и дружелюбия. Внимание детей обращается на выражение лица. Оно должно быть заботливым, ласковым, любящим.
Упражнение «Мячики»
(развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. координация речи с движением)
Раз, два, прыгай мячик
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Упражнение «Цыплята»
Цыплята по двору гуляли,
Цыплята зернышки искали.
Клю-клю-клю, клю -клю-клю.
Так я зернышки клюю.
А как выйдет Васька-кот,
Лапкой мордочку утрет.
Разбегайся кто куда,
А то птичек ждет беда!
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Приседают, стучат пальчиками по полу.
«Кот» выполняет движения по тексту.
Дети убегают к маме «курочке».
Развивающие музыкально-пластические разминки
Способствуют развитию памяти и произвольному вниманию, совершенствуют творческую активность, совершенствует музыкально-эстетичеческие чувства детей.
Разминки: массаж, поезд, в кругу и т.д.
Музыкальные занятия с использованием разнообразных способов и приёмов оздоровления дошкольников эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. Сохранение здоровья детей, создание соответствующих условий - важнейшая задача всего педагогического коллектива.