Музыкально–ритмическая деятельность в укреплении здоровья детей

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Бурмагина Татьяна Андреевна

Организация: МБДОУ детский сад №5

Населенный пункт: Мурманская область, П.г.т. Умба

Дошкольный возраст является лучшим временем для воспитания навыков физического и психического благополучия.

В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность. Поэтому так важно на этом этапе начинать формировать и прививать необходимые знания и навыки здорового образа жизни.

Задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья особенно актуальна в наше непростое время.

Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

  • сохранению и укреплению здоровья детей;
  • развитию сенсорных и моторных функций;
  • формированию потребности в двигательной активности;
  • профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • приобретению навыка правильного дыхания;
  • развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
  • развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.

 

Основываясь на работе Г.И. Анисимовой, Е.В. Михеевой можно выделить 3 аспекта воздействия на организм ребенка, способствующих укреплению физического и психического здоровья:

Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций. (Исследования В.М. Бехтерева, И.М.Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова)

Второй аспект – психологический

Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект – педагогический

Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.

Занятия музыкальным движением способствуют физическому развитию детей:

  • совершенствуется координация движений
  • улучшается осанка
  • повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

 

Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их чёткость, выразительность.

В своей работе я использую следующие упражнения:

Упражнение «Мышки»

(музыкально-ритмические движения с пением)

(на развитие всех мышц туловища)

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Убежали мышки вон.

Упражнение создает яркий образ и детям хочется завершить его игрой. Поэтому можно провести игру (считалкой выбирается кот, который сладко спит в сторонке, когда напуганные мышки убегают, услышав звон часов, он просыпается и ловит их)

Упражнение-игра «Ходьба на носках и пятках»

(на развитие мышц ног»

Ход упражнения. В роли мамы выступает педагог. Мама сидит и дремлет на стуле, а вокруг нее стоят дети, которые не хотят ее будить

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разных направлениях.

Тук-тук, тук-тук,

Тук, тук, тук,

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут.

Это упражнение создает атмосферу покоя, любви и дружелюбия. Внимание детей обращается на выражение лица. Оно должно быть заботливым, ласковым, любящим.

 

Упражнение «Мячики»
(развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. координация речи с движением)

Раз, два, прыгай мячик
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.

Упражнение «Цыплята»

Цыплята по двору гуляли,
Цыплята зернышки искали.
Клю-клю-клю, клю -клю-клю.
Так я зернышки клюю.
А как выйдет Васька-кот,
Лапкой мордочку утрет.
Разбегайся кто куда,
А то птичек ждет беда!

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Приседают, стучат пальчиками по полу.
«Кот» выполняет движения по тексту.
Дети убегают к маме «курочке».

Развивающие музыкально-пластические разминки

Способствуют развитию памяти и произвольному вниманию, совершенствуют творческую активность, совершенствует музыкально-эстетичеческие чувства детей.

Разминки: массаж, поезд, в кругу и т.д.

 

Музыкальные занятия с использованием разнообразных способов и приёмов оздоровления дошкольников эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. Сохранение здоровья детей, создание соответствующих условий - важнейшая задача всего педагогического коллектива.

Опубликовано: 10.12.2021