Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр - экспериментирования

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Сигида Наталья Викторовна

Организация: МБДОУ № 29

Населенный пункт: Иркутская область, г. Ангарск

«Интерес! Сила, зреющая в ребенке с первых месяцев жизни и сопровождающая наши мысли и чувства до глубокой старости. Иногда мучительно разрывающая человека на части, то вдруг пропадающая, как река в засуху, то вновь возникающая тонким родничком, предвестником безбрежного разлива. Интерес, как сказочная птица Феникс, сама сжигающая себя на костре и вновь возрождающаяся из пепла. Откуда он в нас, можем ли мы владеть им или интерес – наш поводырь, и мы лишь слепо подчиняемся его капризам.

цитата из книги А.Ф. Дусавицкого  «Загадка птицы Феникс»

Существуют разные точки зрения на сущность познавательного интереса, в которых интерес связывают с потребностью индивида, личностной направленностью и мотивационной сферой личности.

«Интерес – потребностное отношение к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающееся преимущественно во внутреннем плане», рассматривает психологический словарь.

Педагогический словарь, определение интереса,  связывает  также с формой проявления потребности. Интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, озна­комлению с новыми фактами, более полному и глубокому ото­бражению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его уга­санию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствован­ный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Ус­тойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и ин­тенсивности.

Являясь одной из важнейших характеристик личности, интерес выступает как эмоциональное проявление потребности человека, выражаясь, по С.Л. Рубинштейну, в «сосредоточенности на определенном предмете мыслей.

Продуктивной, представляется позиция ученых, которые сближают интерес с побуждениями, входящими в мотивационную сферу личности. То есть, интерес предстает как составляющая системы мотивации, которая определяет направленность активности человека. По мнению А.Н. Леонтьева, чтобы возбудить интерес нужно создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. При некоторых различиях в определении мотивации в целом исследователи едины в одном: мотивация – это всегда побудительный процесс, реализация в действии и поведении тех или иных потребностей, влечений, помыслов личности».

Современные отечественные психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) считают, что развитие познавательного интереса происходит в деятельности, где прослеживается генетическая линия его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес.

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - целостное образование личности. Она выделяет условия, влияющие на развитие познавательных интересов, такие как содержание учебного материала, активную поисковую мыслительную деятельность обучающихся, учебный процесс на оптимальном уровне развития обучающихся,  эмоциональную атмосферу обучения.

Таким образом, интерес как психологическое понятие представляет собой проявления многообразных значимых процессов. В современной психологии рассматривают интерес в целостной структуре личности.   Интерес и потребности, по отношению человека к окружающей действительности являются различными. Для потребности характерно наличие результатов ее удовлетворения, а для интереса важен процесс деятельности. Вместе с тем потребность это основа, на которой развиваются интересы. 

Интерес вырастает из потребности и, становясь стойким личностным образованием, который может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познава­тельных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, вообра­жения, которые представляют собой разные формы ориентации ребен­ка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интен­сивно.  

Игры – экспериментирования тесно связаны у дошкольников с практичес­ким преобразованием предметов и явлений. В процессе  ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости.  Для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковой деятельности.

Процесс  игр  - экспериментирования имеет четкий пошаговый характер. Последовательность действий говорит о высоком уровне развития его мышления. Развитию игр - экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сде­лать из пустой коробочки?»)

Согласно исследованиям Л.А Венгера, А.В. Запорожца, А.В. Петровского, Н.Н. Поддьякова, психологические и возрастные особенности старших дошкольников, позволяют  на этапе дошкольного детства развивать устойчивый познавательный интерес. Дошкольник как активный субъект деятельности обладает определенными качествами личности: самостоятельностью, инициативностью, способностью к самоорганизации, преодолению трудностей. В процессе познания в деятельности дети не пассивно принимают сложившуюся задачу, а стремятся ее изменить, преобразовать.

 

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. – Л., 1959.
  2. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. — М., 1994. — 75 с.
  3. Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова, А.Ф.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1983. - 448с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е изд. – М., 1946. -704с.
  5. Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / Н.Н. Совгир, Н.Н. Поддьяков. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 79с.
  6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160с.
Опубликовано: 30.12.2015