Инклюзивное образование в детском саду в условиях ФГОС
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Святова Наталья Сергеевна
Организация: МДОУ № 23
Населенный пункт: Ивановская область, г. Шуя
Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к которым относятся также дети с задержкой психического развития.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
• снижение работоспособности;
• неустойчивость внимания;
• более низкий уровень развития восприятия;
• недостаточная продуктивность произвольной памяти;
• отставание в развитии всех форм мышления;
• дефекты звукопроизношения;
• своеобразное поведение;
• бедный словарный запас;
• низкий навык самоконтроля;
• незрелость эмоционально-волевой сферы;
• ограниченный запас общих сведений и представлений;
В Соответствие с ФГОС коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательную программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Поэтому педагогическому коллективу ДОУ необходимо решать ряд специальных задач:
- реализация права ребенка с ОВЗ на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
- сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ОВЗ;
- реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.
- выстраивать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
- обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;
- способствовать гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;
- оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.
Развитие социальных навыков с ребёнком ОВЗ осуществляется в процессе группового и индивидуального обучения посредством проведения игровых методик, социально-ориентированных игровых заданий: сказкатерапия, релаксационные упражнения, цветотерапия, которые позволяют концентрировать внимание ребёнка, преодолеть сложности и препятствия, возникающие у ребёнка в освоении окружающего мира. Обязательное условие развития детей — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Овладение таким ребенком знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений в разных формах деятельности: игра, беседа, экскурсия, социально-трудовая деятельность. Многочисленные исследования показали, что развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами и в реальном общении.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».
3. «Инклюзивное образование» Выпуск 4. Методические рекомендации организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Составители: Прочухаева М.М., Самсонова Е.В.
4. «Специальная педагогика» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.М. Назаровой – 3издание – М.:Издательский центр «Академия», 2004 г.