Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Кудинова Наталья Геннадьевна
Организация: МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Населенный пункт: Липецкая область, с. Тербуны
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальных траекторий развития. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
- интеллектуального;
- эмоционально-волевого;
- деятельностного;
- нравственно-духовного.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- организовать единую систему работы;
- совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:
- растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;
- часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;
- появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.;
- расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
РАЗРАБОТКА ИОМ
ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.
Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: (ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛАМ)
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ (ИОМ)
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ:
1. Этап наблюдения и начальной диагностики.
Цель:
- Выявление дошкольников, испытывающих трудности: в разных видах деятельности.
- Определение причин трудностей ребенка.
2.Этап конструирования образовательного маршрута.
Цель:
- построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
- определение цели, методов педагогической поддержки, содержания работы.
3. Этап реализации.
Через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия), организацию совместная деятельность педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности,
4. Этап итоговой диагностики.
Проводится завершающая диагностика.
Цель:
выявить результаты действия маршрута.
ВСЕ ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».
Наблюдение по выявлению трудностей у группы детей, которое подразделяется на виды деятельности. Считаем целесообразным, что данный раздел Программы должен быть посвящен системе наблюдений педагога за деятельностью детей в процессе освоения Программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям детей и своевременного внесения изменений в содержание обучения, форм и методов, так, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы. Результаты наблюдения за детьми в группе представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Деятельность детей |
|||||||||
ФИ |
Двигательная |
Игровая |
Коммуникативная |
Познавательно-исследовательская |
Восприятие художественной литературы |
Трудовая |
конструирование |
Изобразительная |
музыкальная |
Артемьев Артем |
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
Рюрикова Руслана |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Заполнение таблицы позволяет педагогу получить информацию о том, какую деятельность и как часто выбирает конкретный ребенок и какие виды деятельности и центры активности группы наиболее привлекательны для детей, чем увлечены большинство детей группы. Кроме того, полученная информация о наиболее востребованных видах деятельности в центрах активности дает повод для дальнейших педагогических действий. Например, продуктивную деятельность детей можно наполнить такими материалами и действиями, которые будут стимулировать развитие детей в иных направлениях:
- ознакомление с окружающим миром (через подбор иллюстраций для рассматривания, копирование картинок для раскрашивания и штрихования, внесение новых изобразительных материалов, требующих от детей экспериментирования с ними и пр.);
- развитие речи (через использование рисунков детей для создания авторских книжек-малышек, каталогов и пр.);
- развитие игровых умений (через создание атрибутов для игр).
Просматривая записи своих наблюдений, воспитатели выделяют образовательные области, в которых достижения ребенка наиболее ощутимы (сильные стороны) и те стороны, которые вызывают озабоченность или особый интерес. На основе выделенных сильных или проблемных сторон в развитии формулируют индивидуальные цели. Поставленные цели всегда могут быть достигнуты путем реорганизации окружающей среды и создания новых возможностей обучения.
Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
1. АНАМНЕЗ - сбор общих сведений о ребенке, подробно ознакомиться с этой информацией и структурой на памятках.
Работа по индивидуальному маршруту, структура которого представлена перед Вам в памятках и на слайде в таблице №2.
Таблица №2.
ФИ |
Начальная диагностика |
Целевой раздел |
Содержательный раздел |
Используемые педагогические технологии и методики |
Ожидаемые результаты в соответствии с целевыми ориентирами |
Примерные сроки достижения результатов |
Формы взаимодействия с родителями |
Петров Иван |
Слабо развита крупная моторика (способность владеть своим телом в пространстве) |
1. Развивать двигательную активность 2. Совершенствовать координацию движений 3. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности |
Образовательная область «Физическое развитие» 1. Игры с бегом , подлезанием, перелезанием. 2. Игры с мячом. |
Технологии Л.Д. Глазыриной, М.Д. Миханевой |
1. Ребенок подвижен. 2.Улучшение координации движений в ходьбе и беге в играх с мячом. 3. Выполнять упражнение на равновесие. 4. Владеет основными движениями |
От 1 до 3 месяцев. |
|
ВЫВОДЫ__________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ__________________________________________________________ |
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.
Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДНОСТЯМИ, ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТЕЙ.
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
- Приемы арт – терапии;
- Игры, упражнения и тренинги;
- Релаксационные психогимнастические упражнения.
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов.
КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИОМ
Итоговая диагностика.
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы).
Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.
- Корректировка ИОМ
- Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, требуется ли согласие на педагогическое обследование ребенка?
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОНО ТРЕБУЕТСЯ, НЕОБХОДИМО СТАВИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ИЗВЕСТНОСТЬ о проведении в ДОУ индивидуальной работы, коррекции, а форма этого согласия на Ваше усмотрение. Я разработала свой бланк согласия педагогического обследования, который представлен на экране.
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.