Патриотическое воспитание детей в детском саду
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Минвалеева Лилия Миниахметовна
Организация: МАДОУ «Детский сад № 23» г.Усинска
Населенный пункт: Республика Коми, г. Усинск
«Те высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Патриотическое воспитание дошкольников - одна из приоритетных задач. Это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия, начиная с самого детства. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, к традициям. Для ребенка Родина начинается с родного дома, любовь к Родине, привязанность к земле, традициям входит в понятие «патриотизм». В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план.
В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне.
В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.
Методы патриотического воспитания дошкольников
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
- экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
- рассказ воспитателя;
- наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
- беседы о родном городе, стране, ее истории;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
- ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и календарных праздниках;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Опыт лучших дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что эффективно процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.
Игры по патриотическому воспитанию дошкольников
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры.
Дидактическая игра «Герб города»
Материал: фрагменты герба города (обязательно должны быть лишние элементы), карточка с изображением городского герба.
Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Он поймет, что является тем самым маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись!
Интернет-ресурсы:
- http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html /
- http://kidstopics.com/content/video/detskaya-isterika-i-kaprizy/