План - программа Ознакомление с окружающим «Хочу все знать»
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Сушицкая Ирина Николаевна
Организация: ДОУ «Снегири»
Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри
Пояснительная записка:
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробные действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково–познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Детское экспериментирование в условиях ДОУ:
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
- Постановка проблемы (задачи).
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведение опытов.
- Фиксация наблюдений.
- Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются
способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное
значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления и знания об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:
- Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- Развитие образного мышления, увеличение объема внимания и памяти.
- Воспитание интереса к деятельности и процессу обучения в целом.
При проведении занятий соблюдаются принципы развивающего обучения:
- Принцип активности заключается в том, что дети должны выступать в совместной учебной деятельности не как пассивные объекты, а как равноправные соучастники учебного процесса.
- Принцип креативности связан с тем, что активность воспитанников должна носить не репродуктивный, а продуктивный характер, то есть быть творческой активностью.
- Принцип коллективности требует организации учебного процесса как коллективного процесса, в котором дети выступают во взаимные отношения, ведущие к взаимному обогащению.
- Принцип проблемности заключается в том, что любой материал, предлагаемый для усвоения, должен даваться как способ решения той или иной коммуникативной, познавательной, социальной и др. задачи. Умственное воспитание при этом будет выступать как последовательность подобных задач.
- Принцип индивидуализации предлагает учет педагогом индивидуальных особенностей воспитанников, а также самостоятельное нахождение ребенком своего места в коллективной работе в соответствии со своими интересами и личностными особенностями.
- Принцип вариативности заключается в вариативном преподнесении проблем детям: не только через умственное усилие, Нои через физический, производственный труд, через занятия искусством, споротом и т.д.
- Принцип успешности предполагает создание для детей ситуации достижения, где успех служит вознаграждением, определенным стимулом, позволяющим преодолевать трудности в работе.
Программа разработана на основе нормативных и программно-методических материалов:
- Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013г. ст 2.14, ст 10.7, ст 12.4,5).
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.,2012.
- Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (под ред. А.А.Леонтьева)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Планируемые результаты обучения в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми:
Воспитанники могут:
- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Знать основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении.
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога.
- Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
- Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.
- Быть любознательными, готовыми к сотрудничеству.
- Любить природу, осознавать ответственность человека перед ней.
Ожидаемые результаты:
- Ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека.
- Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, логически обосновывать свои мысли.
- Стремиться заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.
- Принимать активное участие в выставках, презентациях.
- Развивать активное эмоционально-познавательное отношение к миру.
- Оформлять результаты своей деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.
Совместная работа педагога и воспитанников организуется еженедельно, включает в себя различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, речевую, игровую, изобразительную.
Структура эксперимента
При осуществлении и для более успешного проведения и результативности экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.Это –
- Осознание того, что хочешь узнать.
- Формулирование задачи исследования.
- Продумывание методики экспериментирования.
- Выслушивание инструкций и критических замечаний.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Фиксирование результатов.
- Анализ полученных данных.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формулирование выводов.
Центр экспериментирования включает такие компоненты:
1. Компонент дидактический: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции, мини-музей "Часы".
2. Компонент оборудования:
- природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное;
- бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и тому подобное;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и тому подобное);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное; сыто, воронки, половинки мыльниц, «помощники»: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы − клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
3. Компонент стимулирующий: мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; карточки-подсказки, знаки "Что можно, что нельзя", персонажи, которым свойственные определенные черты, от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах и требования к развивающей среде
Старшая группа
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.
При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов.
Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности
Подготовительная к школе группа
В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1) дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
- Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
- Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
- Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
- Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
- Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
- Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстримальных ситуациях.
- Для успешного руководства экспериментально-исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
- На занятиях должна быть спокойная обстановка
Критерии развития экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников
Первый критерий - эмоционально – оценочное восприятие деятельности:
- умение называть объекты, явления;
- умение различать объекты, выделять их признаки и свойства;
- понимание сущности объекта, явления;
- умение находить взаимосвязь и взаимозависимость;
- умение находить различия;
- умение находить сходства;
- умение классифицировать;
- умение анализировать;
- умение прогнозировать;
- проявление желания сотрудничать со взрослым;
- проявление желания к самостоятельной деятельности.
Оценочная шкала:
5 баллов - Представления сформированы, стойкий интерес к деятельности
3 балла - Представления нечеткие, сформированы недостаточно, интерес к деятельности неустойчивый
0 баллов - Представления не сформированы, отсутствие интереса к деятельност
Второй критерий - освоение детьми способов и действий экспериментирования:
- формулирование задачи исследования;
- продумывание методики экспериментирования;
- выслушивание инструкций и критических замечаний;
- выполнение работы:
- а) выполнение действий в соответствии с предлагаемой пиктограммой;
- б) умение действовать в соответствии с моделью;
- в) умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью символов;
- г) умение проводить опыты самостоятельно;
- соблюдение правил безопасности;
- наблюдение результатов;
- фиксирование результатов;
- анализ полученных данных;
- словесный отчет об увиденном;
- формулирование выводов;
Оценочная шкала:
5 баллов - Самостоятельный выбор и реализация действия
3 балла - Действие выполняет неуверенно, требуется помощь взрослого
0 баллов - Отсутствие действий
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на два года обучения и предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня; рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Продолжительность занятия:
- 25 мин (для детей 5-6 лет – первый год обучения);
- 30 мин (для детей 6-7 лет – второй год обучения).
По 9 – 10 человек.
Первый год обучения
ДАТА |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
Октябрь
Свет |
Свет и его путешествие |
Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. |
Цвет и свет |
Узнать из каких цветов состоит солнечный луч. |
|
Тень. Теневой театр |
Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположение. |
|
Разные отражения |
Понять, что отражение могут отличаться от реального предмета. |
|
Ноябрь
Вода |
Знакомая незнакомка |
Выявить все свойства воды, и их применение в жизни человека |
Вода помощница. |
Познакомить с силой воды. |
|
Вода исчезает. |
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий. |
|
Снег, вода и лед. |
Сравнить свойства снега, воды и льда, выявить особенности их взаимодействия. |
|
Декабрь
Воздух |
Поиск невидимки |
Обнаружение воздуха в различных предметах. |
Вдох и выдох |
Выявить свойства воздуха. |
|
Прогулка ветерка |
Выявить, как образуется ветер. Установить силу ветра. |
|
Упрямый воздух |
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. |
|
Январь
Магнит |
Что может делать магнит? |
Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. |
Сила притяжения |
Показать магнитное поле вокруг магнитов. |
|
Два магнита |
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. |
|
Февраль
Зеркало |
Отражение. Небьющееся зеркало |
Понимать, что отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах. |
Зеркальные чудеса Калейдоскоп |
Выявить и понять различное применение множественного отражения. |
|
Разведчик. |
Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где не должно быть видно. |
|
Комната смеха |
На базе полученных знаний создать «кривое» зеркало. |
|
Март
Растения |
Дыхание и питание |
Выявить и понять, как происходят процессы дыхания и питания у растений |
Где лучше расти? |
Выявить благоприятные условия для роста и развития растений. |
|
В погоне за светом. Лабиринт. |
Установить, как растение ищет свет. |
|
Что с начало, что потом. |
Выявить цикл развития растений. |
|
Апрель
Земля Космос |
Далеко – близко. |
Познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на: температуру воздуха; обращения планеты вокруг себя. |
На орбите. |
.Установить, что удерживает спутник на орбите. |
|
Вулканы |
Установить механизм действия вулканов и значение их в жизни планеты. |
|
Полярное сияние. |
Выявить действия магнитных сил Земли. Понимать, что полярное сияние – проявление этих сил |
|
Май Свойства материалов |
Родственники стекла. |
Установить предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. |
Бумага своими руками. |
Закрепить свойства бумаги. Изготовить бумагу в бытовых условиях. |
|
Песо и глина. Окаменелости |
Закрепить и расширить знания о свойствах глины и песка. Изготовить окаменелости растений. |
|
Солнечные часы |
Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. |
Второй год обучения
ДАТА |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
Октябрь
Вода |
Растворы. Фильтрация воды |
Познакомить с различными водными растворами; процессом фильтрации (очистки) разными способами |
Замерзание жидкостей |
.Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания. |
|
Замерзшая вода |
Выявить изменение объема жидкости при замерзании. Узнать, как замерзшая вода двигает камни. |
|
Круговорот воды в природ. |
Познакомить с круговоротом воды. |
|
Ноябрь
Воздух |
Реактивный шарик |
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как можно использовать силу ветра. |
Свечка в банке |
Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. |
|
Задуть свечу из воронки. |
Выявить особенности воздушного вихря. |
|
Большие и маленькие. |
Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется. |
|
Декабрь
Магнит |
Земля – магнит. |
Выявить действия магнитных сил Земли. |
Магнит своими руками. |
Определить способность металлических предметов намагничиваться. |
|
Магниты в нашей жизни. |
Выявить места применения магнитов и их сил. |
|
Необычная картина. |
Объяснить действие магнитных сил, используя знания для создания картины. |
|
Январь
Звук |
Как быстрее? |
Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела) |
Спичечный телефон. |
Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. |
|
Поющая струна. |
Выявить причину происхождения низких и высоких звуков (чистота звука). |
|
Разный звук. |
Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными. |
|
Февраль
Электричество |
Волшебники. |
Установить причину возникновения статистического электричества. |
Чудо – прическа. |
Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. |
|
Молния. |
Выяснить, что гроза – это проявление электричества в природе. |
|
Свет в лампочке. |
Понимать принципы работы электроприбора. |
|
Март Растения |
Строение и функции. |
Познакомить с различными особенностями строения растений. Понимать функции частей растений. |
Цветы и их помощники. |
Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках. Выявить, как происходит процесс опыления у растений. |
|
Бережливые растения. |
Выявить взаимосвязь строения растений с климатическими условиями. |
|
Они такие разные. |
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения. |
|
Апрель
Человек |
Умный нос. |
Познакомить с функцией носа, его строением. |
Помощник – язык. |
Познакомить со значением языка. Определить вкусовые зоны языка, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса |
|
Громко – тихо. |
Познакомить со значением слуха, строением уха. Доказать необходимость бережного отношения к способности слышать. |
|
Зоркий глаз. |
Познакомить со строением глаза, функцией глаза. Выявить, как можно положительно и отрицательно влиять на глаза. |
|
Май
Животный мир |
Как с гуся вода.(лапы, перья, клюв) |
Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
Следы невиданных зверей. |
Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. (климатической зоны) |
|
Дышат ли рыбы. |
Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в езде. |
|
Как видят животные. |
Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука, тепловых рецепторов. |
Документация:
Программа, мониторинг, журнал посещений, журнал регистрации экспериментальной деятельности.