Использование сказкотерапии в работе воспитателя детского сада

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Бутрамьева Елена Сергеевна

Организация: МБДОУ ДС №2

Населенный пункт: Тверская область, п. Новозавидовский

Сказки! Сказки! Сказки нашего детства! Как часто мы вспоминаем их будучи уже взрослыми. Вспоминаем, как рассказывала сказки бабушка. А между тем даже и не догадываемся, какое огромное значение имеют сказки для детского развития.

Сказка — одно из направлений в педагогике, дошедшее до нас из глубины веков, и очень популярное в детской психологии. Мне очень нравятся сказки, это очень полезный, простой и действенный метод корректировки поведения малыша, его можно использовать для решения различного рода проблем в поведении ребёнка в детском саду и дома. Я работаю воспитателем и учусь на факультете психологии в МГЭИ. В психологии существует направление «сказкотерапия», но любой воспитатель или родитель может самостоятельно разобраться в направлении этой методики. Дети в группе уже привыкли, что я рассказываю им сказку о проблемной ситуации , с которой мы столкнулись в течении дня. Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно же у индивидуальных занятий больше возможностей. Несмотря на сложное название все на самом деле просто - правильная сказка может помочь ребенку справиться с его страхами, комплексами, может изменить его отношение к поступкам, ею можно корректировать поведение ребенка. Cказки я использую для мягкого влияния на поведение ребенка. В первую очередь, я подбираю героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее, помещаем героя в ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка. Моя задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить другое поведения. Здесь очень важно, чтобы малыш через сказку понял , что он не прав, что бы он начал думать. В работе воспитателя детского сада есть ещё один важный момент. Как правило, мы не знаем причину «плохого» поведения малыша. Разные семьи, разное воспитание, разные проблемы.

Обычно малыш ведёт себя плохо желая привлечь к себе внимание, или ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи, возможна ревность к младшему братику или сестрёнке, потеря любимого питомца или близкого родственника. Перефразируя классика: счастливые малыши похожи друг на

друга, каждый несчастный малыш – несчастлив по-своему. Воспитатель же должен стараться помочь каждому из них. В своей работе я использую все известные сказки, конечно не забывая о возрасте малышей, в раннем возрасте одни сказки в старшем дошкольном - другие.

Наши бабушки никогда не наказывали деток, а рассказывали мудрые сказки, которые передали нам, но мы даже не задумываемся о их важности и ценности. Уверенна, что вы будете удивлены, если каждую сказку будете не просто читать ребенку, а попытаетесь вникнуть в ее истинный глубокий смысл, который вложили в нее наши далекие предки. Я с ребятками разбираю самые распространенные сказки: 1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения). 2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице, а больную бабушку не стоит оставлять лежать одну. 4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде. 5) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. 6) Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. Продолжать можно долго, главное, когда мы читаем сказку и хотим донести до ребенка ее поучительную суть, мы должны пояснить ее, если малыш сам еще не научился делать выводы: "Представляешь Маша такая маленькая, а Медведя не испугалась, придумала, как домой вернуться. Правда она молодец?" и т.д. Родителям же я советую придумывать свои сказки. Ведь тогда можно очень подробно разобрать ситуацию, которая волнует именно вашего малыша.

Памятка для родителей.

1) Главным герой сказки должен ассоциироваться у ребенка с ним самим, т.е. герой сказки не сам малыш, а очень похожий на него ребёнок , или котёнок, или просто любой выдуманный персонаж. 2) Далее сказочный персонаж попадает в ситуацию, очень похожу на ту, с которой вы хотите помочь вашему ребенку разобраться. Возможно это боязнь темноты, или нежелание ходить в детский сад, мыть руки перед едой, чистить зубы, делиться игрушками, красиво вести себя за столом, кушать много сладкого, не кричать в магазине , всего и не перечислить. Каждый день перед сном у Вас обязательно должна быть сказка. Не нужно пугаться, если одну и ту же сказку Вы будете рассказывать несколько вечеров подряд. 3) Сюжет сказки должен помочь ребенку понять, как нужно действовать в том или ином случае, предложить вариант решения проблемы, рассказать о том, что может случиться, если совершать какие-то действия. Например: Если ребенок не хочет чистить зубы, и вы устали каждый день уговаривать его, то расскажите сказку, в которой герой не чистил зубы, как они у него испортились, опишите как его лечил доктор, что доктор очень удивился увидев как испорчены зубы, и спросил почему же ты не чистишь зубы. Расскажите про микробов, которые поселились на зубках и радовались, что их никто не беспокоит. Как не приятно лечить зубки, и что лучше за ними ухаживать. И обязательно в конце герой понял, что зубки чистить важно, что он теперь будет каждый день чистить зубки. Это совсем не сложно придумать сказку для малышей. Просто каждый раз, когда вы хотите что-то объяснить своему ребенку помните, что сказка - это всегда понятно, всегда слушается с удовольствием, легко запоминается, воздействует на подсознательном уровне. Лучше 10 раз рассказать сказку, чем 10 раз отчитывать малыша. Пользы от сказки больше, негатива к вам нет. Сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать. Попробуйте и сами поймете как это здорово.

Используемая литература:

  1. А.И. Захарова Как помочь нашим детям избавиться от страха, СПб, Гиппократ, 1995;
  2. И.М. Никольская, Р.М.Грановская Психологическая защита у детей, СПб., Речь, 2010.
Опубликовано: 11.10.2015