Использование инновационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Дроздова Светлана Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186 «Веснушка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми. Однако не у всех детей она одинаково успешно развивается. К этой категории относятся дети с ОНР, при котором задерживается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Для качественного улучшения речевого развития детей наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо понимать важность участия родителей в педагогическом процессе. Однако, далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильного воспитания и развития ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии. В своей работе мы используем следующие формы работы:

  • коллективные (родительские собрания, семинары-практикумы, «Круглые столы», дни открытых дверей и др.);

  • индивидуальные (педагогические беседы с родителями);

  • наглядно-информационные (фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки);

  • социологические срезы, опросы;

  • досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах).

Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Хорошей формой работы является вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию связной речи в виде оформления семейных электронных фотоальбомов.

Преимущества электронных фотоальбомов:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения фотошоу и звучания детской речи);

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет наглядности и доступности материала);

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (возможность демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Цели:

1. Развитие связной речи у детей подготовительной группы с ОНР на материале семейных электронных фотоальбомов.

2. Привлечение родителей воспитанников к активной, систематической помощи детям в коррекции нарушений речи.

Задачи:

  1. Закрепить знания по лексическим темам.

  2. Развивать практические навыки связной речи, формировать умение детей составлять рассказы по фотографиям из личного опыта.

  3. Активизировать педагогический потенциал родителей, стимулировать желание принимать активное участие в педагогическом процессе, формировать понимание необходимости систематической помощи ребенку в преодолении нарушений речи с учетом их индивидуальных особенностей.

Участники: дети подготовительной к школе группы с ОНР, родители, воспитатель группы ТНР.

План работы:

1 этап - организационный. На данном этапе подбирается методическая литература по развитию связной речи, электронные программы для фотошоу.

2 этап – планирование. Составляется план реализации проекта, определяются темы рассказов: «Что нам лето подарило!», «Осенние фантазии», «Зимние забавы» и др.

3 этап - реализация. На данном этапе проводятся вводные родительские собрания, практическое знакомство родителей с данной формой работы, консультации для родителей, сбор и оформление материала (запись детских рассказов по фотографиям).

4 этап - презентация. На данном этапе структурируются материалы по результатам работы, в рамках лексической темы «Моя семья» проводится развлечение и презентация готовых электронных фотоальбомов.

 

Результаты:

1. Повышение у детей интереса к семейным историям, совместному творчеству с родителями и педагогом, современным информационным технологиям.

2. Активизация связной речи детей, расширение словаря по лексическим темам.

3. Создание в группе атмосферы доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих, партнерских отношений между детьми, родителями, педагогом.

 

Литература:

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993.

  2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

Опубликовано: 21.09.2016