Развитие навыков детского творческого конструирования

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Спиридонова Вера Николаевна

Организация: МБДОУ ДС №44 «Золушка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Творческое конструирование – это создание ребенком разных кон-струкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросово-го материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имею-щихся знаниях.

К пяти годам дети овладевают техническими навыками конструиро-вания: умением ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкая пространство, умением соразмерять между собой предметы.

- есть навык целенаправленного экспериментирования с новым для него материалом и на этой основе создавать простейшие конструкции.

- владеет обобщенными способами конструирования (комбинирова-ния, настраивания, изменения пространственного расположения деталей).

- есть навык складывания квадратного листа бумаги по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов.

- умеет работать с природным материалом и создавать образ способом «опредмечивания».

У детей формируются и более общие умения, и навыки: умение об-следовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, дово-дить начатое дело до конца.

В обучении старших дошкольников использовали все основные фор-мы конструирования по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и, создание конструкции по условиям), конструирование по соб-ственному замыслу (по схемам), по теме.

Конструирование у старших дошкольников может быть самостоя-тельным и творческим.

В этом возрасте у детей формируется более сложные способы кон-струирования из деталей конструкторов, из бумаги, природного и других ма-териалов, что позволяет им конструировать самостоятельно и творчески.

К шести годам дети приобретают конструктивные навыки:

1. Соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую, де-лают постройки прочными, подготавливают основу для перекрытий, распре-деляют постройку в высоту, умеют изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положе-ние они займут после изменения.

2. При работе с бумагой у детей автоматизируются навыки: отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру; за-кручивание прямоугольника в цилиндр; круга в конус.

3. Может самостоятельно и творчески реализовать собственные за-мыслы в конструировании из разных материалов.

Все эти приобретенные навыки дети могут автоматизировать в кон-струировании по замыслу, по теме, и каркасном конструировании (работая с разным материалом), так как они обладает большими возможностями для проявления их самостоятельности. Чтобы эта деятельность протекала как по-исковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представле-ния о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструи-рования и уметь искать новые способы. Эти навыки, умения и знания форми-руются в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.

На занятиях по конструированию из деталей конструкторов перед детьми ставим проблемные задачи, направленные на развитие творчества.

На первом этапе ребенку дают Г – образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это – недостроенная конструкция чего – то, отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. (Воспитателю дети говорят на ушко, что хотят построить); Рассматривают, достраивают, затем говорят, что хотел сделать воспитатель. Дети создают структурно простые конструк-ции: самолет, домик, скамейку. Воспитатель одобряет их решения, и говорит, что хотел построить, вовсе не самолет. Детей – удивляет. Воспитатель пред-лагает подумать, что это могло быть. Дети начинают преобразовывать подел-ку, в результате на Г – образной основе можно создать несколько разных конструкций.

На втором этапе – основа: Т и П – образные, а также длинный тонкий и короткий бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Дети осваивают способ «опредмечивания» (т. е. фигура остается основой, кото-рую дети дополняют для получения новой конструкции).

К 4 занятию дети используют заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции (длинный брусок – труба, столб, на кото-ром держится карусель). Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры. Не в качестве основы, как раньше, а как элемент общей конструкции. А это показатель высокого уровня разви-тия творчества.

На 5 занятие – дать все знакомые основы и предложить выбрать об-щую тему: зоопарк, город.

- далее предлагать конструирование по условиям: мост для пешехо-дов через определенную реку.

- на следующем этапе дети могут строить по замыслу: придумывать тему, отбирать материал и что будут строить.

Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать условия: место, обеспечить тематическими наборами и подставками.

Конструирование из бумаги не относится к художественной деятель-ности.

Существует разная техника с бумагой: сминание, разрывание, разре-зание, сгибание.

Главными условиями развития творческого конструирования из бума-ги является:

* использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание – 3 – 4 года).

* формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами – многократное сги-бание в разных направлениях, киригами – складывание бумаги и вырезание в разных направлениях; объемная скульптура – создается путем комбинирова-ния разных (бумажных) форм, которые делают сами дети).

Конструирование из бумаги с использованием разной техники являет-ся самым сложным видом этой деятельности. У детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию ини-циативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

Обучение детей 6 – года жизни проходит в 3 этапа.

Первый этап.

Цель: продолжение освоения детьми техники оригами и киригами, и новой «объемная скульптура».

Второй этап.

Цель: формировать у детей умение самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций.

Третий этап.

Цель: придумывать необычную поделку, простую по структуре, но образную и выразительную, уметь объединять их в композицию.

Конструирование из природного материала по своему характеру бли-же к художественным видам продуктивной деятельности. Работа по обуче-нию детей конструированию из природного материала ведется поэтапно. На первом этапе дети учатся анализировать природный материал как основу по-лучения образов способом «опредмечивания». Далее осваивают приемы кон-струирования как изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего. В работе с природным материалом у детей также разви-вается творчество.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Ребенок – прирож-денный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной приро-дой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструи-ровании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознатель-ность, сообразительность, смекалку и творчество. Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого конструирования. Детей увле-кающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображения, ак-тивное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментиро-вать, изобретать. Развивается логическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития.

 

Библиографический список:

1. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного ма-териала/ Издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2006.

2. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантилии. Практические материа-лы по развитию творческой активности дошкольников. Изд.2-е. – СПб: «Детство - Пресс», 2000.

3. Международная ассоциация ТРИЗ А.О. «Протва-Прин». Журнал ТРИЗ / г. Обнинск, 1993.

Опубликовано: 24.09.2016