Развитие связной диалогической речи в процессе организации детского телевидения в ДОУ

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Косарева Людмила Васильевна

Организация: МАДОУ «ЦРР – детский сад № 252»

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Проблема развития речи детей была всегда актуальна для   воспитателей детских садов. Но в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребёнка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (вечная занятость родителей, усталость, нехватка времени), неумение общаться (родители не знают о чём разговаривать с ребёнком, не хотят отвечать на их бесконечные «почему?».).  Проще включить телевизор, и дети будут заняты просмотром мультфильмов или разрешить поиграть в компьютерные игры.  Очень часто новомодные гаджеты заменяют детям живое общение со сверстниками. Всё это отрицательно влияет на деятельность, душевное состояние, а, следовательно, и на полноценное и развитие малыша.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная – назначение речи быть средством общения. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми и со сверстниками. Дети испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на разные темы из своего личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о каких – либо событиях, у них есть желание расспросить сверстников или взрослых о чём-нибудь. Но в то же время у них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. Дети не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют задавать вопросы, не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, обходятся односложными ответами. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу.  Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных проблем теории и практики развития речи дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности.                       

 В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. В задачах образовательной области «Речевое развитие» помимо традиционных речевых задач (формирование ЗКР, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи), особое внимание следует обратить   на развитие диалогической речи и развитие речевого творчества. Подобные приоритеты расставлены не случайно.                  

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, ребёнок должен владеть свободно диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства общения. 

2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребёнка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.           

 Анализ проведённых диагностических результатов показал нам, что 34% старших дошкольников овладели лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: не умеют формулировать вопрос, нет навыков рассуждения, диалог не выстроен, каждый ребёнок говорит о своём, не слышит собеседника. Таким образом, нас заинтересовала эта тема, потому что ребёнку необходимо владеть диалогической речью, но чаще всего это является проблемой.             

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – это научить их пользоваться диалогом как средством общения. Но не нужно упрощать и сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений: беседовать на разные темы, поддерживать разговор, выражать своё мнение, активно вступать в контакт с собеседником и реагировать быстро на реплики, уметь общаться в паре и группе из нескольких человек, использовать при общении мимику и жесты.                 

Всеми этими умениями ребёнок овладевает, во-первых, в повседневном общении, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога. Это может происходить и в НОД, и в совместной деятельности, и через работу с родителями. Вы все используете в своей повседневной работе эти разнообразные методы: беседы на разнообразные темы (воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу и в разное время), чтение литературных произведений (чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия), речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалога, разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-драматизации).         

Помимо традиционных методов развития связной диалогической речи мы в своей работе по этому направлению решили использовать и   другие интересные приёмы. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктует педагогам выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.               

В стратегии системы образования г. Перми обозначены тенденции, определяющие будущее системы образования, в которой одной из основных частей является «проникновение медийной сферы во все сферы деятельности человека». Новое время требует перестроения образовательного процесса с применением компьютерных технологий, технических средств обучения. Внедрение в работу детского сада новых информационных технологий открывает возможность усовершенствования образовательного процесса, что позволяет вплотную подойти к разработке информационно –образовательной среды. Изучив и проанализировав методическую литературу, интернет-ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников мы предположили, что организация детского телевидения с участием детей старшего дошкольного возраста, вызовет речевую активность дошкольников, послужит хорошей мотивацией для построения самостоятельных высказываний, суждений, формулирования вопросов. В дошкольном возрасте организация детского телевидения может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.              

Проект «ТВ- детский сад» реализовывается  в нашем детском саде с начала 2015 года. Были разработаны и внедрены краткосрочные образовательные практики «Мы – журналисты», «Юные корреспонденты».  Дети познакомились с жанром «интервью» - учились формулировать вопросы по теме, выбирали наиболее интересные, составляли план интервью, выбирали для себя респондента, учились работать с микрофоном. Записанные интервью были опубликованы и размещены на центральном информационном стенде детского сада (есть тексты и фото).           

Внедрение проекта «ТВ – детский сад» предполагает 3 основные проектные линии, которые предполагают разные задачи и формы работы.   1-я линия «ТВ-кадр» - сюда включены задачи по обучению педагогов компьютерным технологиям, оформление интерьера детского сада; линия «ТВ-мост» включает в себя разные формы работы с родителями – это фотовыставки, фестиваль «Домашнее видео», привлечение родителей к организации и проведении КОП, проведение видео мастер-классов и т.д.  Третья проектная линия носит название «ТВ-ленд» - где детям предоставляется возможность развить и проявить свои творческие способности. В группах воспитатели вместе с детьми готовят и проводят рубрики «Дежурный по группе», «Новости недели», создают условия для сюжетно-ролевых игр «Мы – журналисты», «Снимается передача». Всё это так же способствует развитию коммуникативных навыков.  Нашу задачу – развитие связной диалогической речи мы старались решать в том числе и через создание детского телевидения. С декабря прошлого года в эфир выходит ежемесячная передача «Детское время» с участием детей в роли телеведущих, корреспондентов, дикторов. На наших КОП и в процессе подготовки выпусков передачи дети знакомились с новыми «профессиональными» терминами, а затем использовали эти слова в процессе своей новой деятельности: микрофон, камера, эфир, интервью, репортаж, сообщение, диалог, запись и т.д. В этой передаче дети рассказывают о мероприятиях, праздниках, интересных фактах, в общем о жизни нашего детского сада. Темы выпусков самые разнообразные: Новый год, спорт, театр, здоровье, безопасность и многое другое. Дети пополняют свой словарь, мы обсуждаем с ними новые и непонятные слова по данной теме, распределяем, кто и о чём будет рассказывать или брать интервью. Мы стараемся анализировать высказывания, мысли, дети предлагают свои варианты, составляют и выбирают наиболее интересные вопросы, обсуждают темы передачи, у кого можно взять интервью.  Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется не только результату, но и самому процессу.  Иногда нашим маленьким корреспондентам даётся домашнее задание – подготовить сообщение на заданную тему с родителями, таким образом, мамы и папы тоже включаются в наш творческий процесс. Им приходится вести диалог со своим ребёнком, рассуждать и обсуждать, подготовить сообщение. Процесс развития диалогической речи формирует связную монологическую речь. В наших выпусках много разных интересных рубрик: «Репортаж из группы», «Внимание, внимание!», «Вы спрашивали, мы отвечаем», «Гость в студии», «Интервью с интересным человеком», «Скрытая камера» и другие. (показать фото). После выпусков передачи мы стараемся обсудить, что больше всего понравилось в передаче, что можно было поменять, чьё интервью и ли репортаж были удачнее и почему. Дети смотрят на себя и своих товарищей со стороны и отмечают, что кто-то не так сказал, перебивает собеседника, некрасиво ведёт себя в кадре или наоборот, говорят о том, как здорово у кого-то получилось, как у настоящих корреспондентов! Мы стараемся, чтобы в наших передачах участвовали все дети. Если оператор с камерой заходит в группу, то высказаться на предложенную тему может каждый желающий, дети младших групп уже тоже неоднократно становились участниками передачи, высказывали свои мысли. А вот в роли корреспондентов и ведущих у нас выступают дети старших и подготовительных групп. Есть у нас и постоянные ведущие, но в каждом выпуске мы даём возможность проявить себя разным детям. Участие в нашей передаче – это очень действенная мотивация для ребенка: на тебя будут смотреть дети, родители всего детского сада, поэтому рассказать, побеседовать, взять интервью нужно очень хорошо. В этом учебном году мы продолжаем работу в этом направлении. Разрабатываются новые краткосрочные практики, среди которых «Юный оператор», «Внимание, камера!». Эти практики помогут детям сформировать навыки использования телевизионного оборудования, работы с камерой. Дети сами смогут выступить в роли оператора, снять сюжеты для нашей телепередачи. Проект нацелен на взаимодействие детей с техническими и творческими способностями. Организация детского телевидения – это хорошая возможность развивать у детей связную речь, коммуникативные навыки. Работа над созданием передачи даёт возможность раскрыть творческий потенциал ребёнка. Совсем недавно наши юные ведущие и корреспонденты имели замечательную возможность пообщаться с самыми настоящими профессионалами из телекомпании «Уралинформ ТВ». Наши дети дали интервью, расспросили оператора и тележурналиста о сложностях профессии. В результате наши дети оказались героями сюжета передачи «Час пик» на канале «UTV».

Интерес к нашей телепередаче растёт, дети проявляют огромное желание стать участниками передачи. Мы видим хорошие результаты: дети постепенно усваивают формы речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дети научились преодолевать робость в общении, с удовольствием вступают в диалог с окружающими. Все выпуски передачи «Детское время» можно посмотреть на сайте нашего детского сада.

Опубликовано: 22.10.2016