Гражданское воспитание в поликультурном обществе
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Рыбальченко Татьяна Акимовна
Организация: МБДОУ №105 «Лесная сказка»
Населенный пункт: Республика Крым, г. Симферополь
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в ребёнке чувство гордости за свою Родину, надо с раннего детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, свою семью: маму, папу, бабушку, дедушку и людей, живущих рядом.
Поэтому, нашей задачей, как педагогов, является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие интереса к традициям и промыслам народов проживающих в Крыму;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Крым – многонационален и является полиэтничным регионом. В этой связи особое значение приобретает проблема всестороннего этнического просвещения и развития навыков толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных заведений всех уровней, поскольку этот путь является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной.
В Конституции Республики Крым принятой Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014г. в статье 10 сказано:
- Государственным языком Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.
- Статус государственных языков Республики Крым устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
- В Республике Крым признаётся принцип многообразия культур их равноправное развитие и взаимообогащение.
Наше ДОУ №105 «Лесная сказка» находится рядом с микрорайоном Ак-Мечеть, где, в основном, проживают дети крымско-татарской национальности, поэтому, по заявлениям родителей, желающих, чтобы дети больше знакомились с языком своего народа, обычаями, традициями у нас открыта и функционирует крымско-татарская группа. Также в ДОУ работает украинская группа, где дети более углубленно познают культуру и быт украинского народа.
Для реализации этнокультурного воспитания дошкольников необходимы важные условия, одним из которых является создание определенной предметно-развивающей среды. В связи с этим в ДОУ функционируют два мини-музея: крымско-татарский «Мусафир-ода» (гостиная) и украинская «Свитлица».
Цели и задачи музеев:
- знакомство с историей, культурой, бытом, изобразительным и декоративным искусством крымско-татарского народа и украинского;
- формирование определенного эмоционального отношения к окружающему миру путем знакомства с культурой украинского и татарского народов;
- воспитание патриотических чувств;
- развитие речи детей;
- проведение культурно- просветительской работы среди дошкольников и их родителей.
В украинской «Свитлице» представлены экспонаты, рассказывающие об обычаях украинского народа, об особенностях его быта, о народном творчестве, о национальных костюмах. «Свитлица» используется для проведения экскурсий, занятий по народоведению, проводятся тематические праздники, развлечения.
Мини-музей «Мусафир-ода» отражает быт крымско-татарского народа. Он расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, бытом, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, былин, сказаний.
Музеи народного быта – своеобразная машина времени. За считанные минуты, дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие в прошлое. В них собраны предметы быта, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.
Мини-музеи можно посещать каждый день. Дети сами могут менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. В музеях созданы зоны детской активности, где дети могут использовать в деятельности предметы старинного быта, орудия труда, игрушки и др.
Например:
- надеть национальные костюмы и представить себя героями крымско-татарских или украинских народных сказок;
- «приготовить» национальные блюда, разложить их в старинную посуду и пригласить в свою гостиную детей из младших групп;
- оформить выставку прикладного искусства;
- вместе с воспитателем создать условия для игр «Угадай для чего?», «Гостеприимные хозяева», «Маленькие артисты» и др.
Исключительно важное место в работе музеев занимают занятия-экскурсии. Воспитатели большое внимание уделяют подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольников, они привлекаются к проведению экскурсии по музеям для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Оба мини - музея по народоведению посещают дети всех возрастных групп дошкольного учреждения.
В предстоящем году мы планируем продолжить работу по пополнению экспонатами наших мини-музеев и созданию нового мини-музея, в котором будут собраны материалы, отражающие культуру и быт русского народа.
Не все дошкольные учреждения имеют возможность иметь мини-музеи. Поэтому, необходимо, для нравственно-патриотического воспитания создать в каждой возрастной группе уголки патриотического воспитания, куда должны входить: символика страны, символика своего родного края; альбомы с фотографиями города, Республики Крым, России; литература по патриотическому воспитанию, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические материалы, игры, наглядные пособия; макет избы с подворьем, предметы старины и быта, и т.д.
Для воспитания патриотических чувств у дошкольников необходимо, чтобы в ДОУ были опытные, квалифицированные педагоги, которые могли бы в доступном для детей понимании представить информацию, материалы, игры по гражданскому воспитанию. Дать детям знания, которые они могли бы использовать в жизни. Для этого на базе ДОУ № 105 уже много лет работает педагогическая студия. Тема её «Гражданское воспитание личности ребёнка в условиях поликультурного общества». На занятиях педагогической студии мы знакомим слушателей с опытом работы ДУ по патриотическому воспитанию.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в дошкольном учреждении должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.
Используемая литература:
- Региональная парциальная программа по гражданско - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек» и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму, авторы: Мухоморина Л . Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Пичугина Т. А., Тригуб Л. Л., Феклистова Е.В.