Гражданское воспитание в поликультурном обществе

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Рыбальченко Татьяна Акимовна

Организация: МБДОУ №105 «Лесная сказка»

Населенный пункт: Республика Крым, г. Симферополь

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в ребёнке чувство гордости за свою Родину, надо с раннего детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, свою семью: маму, папу, бабушку, дедушку и людей, живущих рядом.

Поэтому, нашей задачей, как педагогов, является:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие интереса к  традициям и промыслам народов проживающих в Крыму;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Крым – многонационален и является полиэтничным регионом.  В этой связи особое значение приобретает проблема всестороннего этнического  просвещения и развития навыков толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных заведений всех уровней, поскольку этот путь является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной.

В Конституции Республики Крым принятой Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014г. в статье 10 сказано:

  1. Государственным языком Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.
  2. Статус государственных языков Республики Крым устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
  3. В Республике Крым признаётся принцип многообразия культур их равноправное развитие и взаимообогащение.

Наше ДОУ №105 «Лесная сказка» находится рядом с  микрорайоном  Ак-Мечеть, где, в основном, проживают дети крымско-татарской национальности, поэтому, по заявлениям родителей, желающих, чтобы дети больше знакомились  с языком своего народа, обычаями, традициями у нас открыта и   функционирует крымско-татарская  группа.  Также  в ДОУ работает  украинская группа, где  дети более углубленно  познают культуру и быт украинского народа.

Для реализации этнокультурного воспитания дошкольников необходимы важные условия, одним из которых является создание определенной предметно-развивающей среды. В связи с этим  в ДОУ функционируют два мини-музея: крымско-татарский «Мусафир-ода» (гостиная) и украинская «Свитлица».

Цели и задачи музеев:

  • знакомство с историей, культурой, бытом, изобразительным и декоративным  искусством крымско-татарского народа и украинского;
  • формирование определенного эмоционального отношения к окружающему миру путем знакомства с культурой украинского и татарского  народов;
  • воспитание патриотических чувств;
  • развитие речи детей;
  • проведение культурно- просветительской работы среди дошкольников и их родителей.

В украинской «Свитлице» представлены экспонаты, рассказывающие об обычаях украинского народа, об особенностях его быта, о народном творчестве, о национальных костюмах. «Свитлица»  используется для проведения  экскурсий, занятий по народоведению,  проводятся тематические праздники, развлечения.

Мини-музей «Мусафир-ода» отражает быт крымско-татарского народа. Он расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, бытом, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, былин, сказаний.

Музеи народного быта – своеобразная машина времени. За считанные минуты, дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие в прошлое. В них собраны предметы быта, многие реалии которых  давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.

Мини-музеи можно посещать каждый день. Дети сами могут менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном  музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. В музеях созданы зоны детской активности, где дети могут использовать в деятельности предметы старинного быта, орудия труда, игрушки и др.

Например:

  • надеть национальные костюмы и представить себя героями крымско-татарских или украинских народных сказок;
  • «приготовить»  национальные блюда, разложить их в старинную посуду и пригласить в свою гостиную детей из младших групп;
  • оформить выставку прикладного искусства;
  • вместе с воспитателем создать условия для игр «Угадай для чего?», «Гостеприимные хозяева», «Маленькие артисты» и др.

Исключительно важное место в работе музеев занимают  занятия-экскурсии. Воспитатели большое внимание уделяют  подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольников, они привлекаются к проведению экскурсии по музеям для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Оба  мини - музея по народоведению посещают дети всех возрастных групп дошкольного учреждения.

В предстоящем году мы планируем  продолжить работу по пополнению  экспонатами  наших мини-музеев  и  созданию  нового  мини-музея, в котором  будут собраны материалы, отражающие культуру и быт русского народа.

Не все дошкольные учреждения имеют возможность иметь мини-музеи. Поэтому, необходимо,  для нравственно-патриотического воспитания  создать в каждой возрастной группе уголки патриотического воспитания, куда должны  входить: символика страны, символика своего родного края; альбомы с фотографиями  города, Республики Крым, России; литература по патриотическому воспитанию,  изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические материалы, игры, наглядные пособия; макет  избы с подворьем, предметы старины и быта, и т.д.  

Для  воспитания патриотических  чувств у дошкольников необходимо, чтобы в ДОУ были опытные, квалифицированные педагоги, которые могли бы в доступном для детей  понимании представить информацию, материалы, игры по гражданскому воспитанию. Дать детям знания, которые они  могли бы использовать в жизни. Для этого  на базе ДОУ № 105 уже много лет работает педагогическая студия. Тема её «Гражданское воспитание личности ребёнка в условиях поликультурного общества». На занятиях педагогической студии мы знакомим слушателей с опытом работы ДУ по патриотическому воспитанию.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в дошкольном учреждении должна  вестись  систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.  

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Региональная парциальная программа по гражданско - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек» и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму, авторы: Мухоморина Л . Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Пичугина Т. А., Тригуб Л. Л., Феклистова Е.В.
Опубликовано: 01.11.2016