Особенности социально-коммуникативного развития детей с нарушением интеллекта

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Окользина Наталья Михайловна

Организация: МБДОУ № 9

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Салават

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, занять свое место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Вопросам коммуникативной деятельности детей разного возраста сегодня посвящено огромное количество исследований, однако проблема общения детей с нарушением интеллекта освещена довольно слабо.

Общение играет огромную роль в психическом развитии детей. Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир.

Усилия педагогов, психологов, государства и общества в целом направлены на  социализацию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Большое значение придается подготовке таких детей к школе, где ведущую роль играет наличие навыков общения со сверстниками и со взрослыми.

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

В нашем  ДОУ  воспитываются дети с нарушением интеллекта, с разными диагнозами, неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, которые  проявляются в аутизации, агрессивности, нарушении поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искаженных процессов социализации.

У детей посещающих  наш детский сад  несформированны познавательные процессы,  следовательно, они получают не совсем полные, а порой даже неправильные, обманчивые представления о предметах и явлениях окружающей действительности.   При интеллектуальных нарушениях уже первая ступень познания – восприятие – является нарушенной. Таким детям  требуется намного больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал,  они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, элементами и пр.

Значительно позже своих обычных сверстников  такие  дети начинают различать цвета, геометрические фигуры, эталоны. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета, целостное восприятие картинок и изображений.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. С трудом привлекается внимание, оно  отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабое внимание препятствует достижению любой цели, даже игровая деятельность затруднена.  Запас сведений и представлений об окружающем крайне мал.

Страдает координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, зачастую обнаруживается моторная недостаточность. У одних двигательное недоразвитие, у других повышенная подвижность.

Развитие навыков самообслуживания значительно отстает.  Некоторые дети нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.

У детей с нарушением интеллекта, как правило, наблюдается недоразвитие речи разной степени. Прежде всего, появление речи значительно запаздывает. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанной интонацией. У других речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Такие дети  плохо понимают чужую речь,  они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями.  Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Дети с нарушением интеллекта чаще всего нелюбознательны, не дружелюбны, у них отсутствует интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками.

Психофизическое развитие детей  с нарушением интеллекта характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения и воспитания. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладает непроизвольное внимание, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.

 

 

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные средства общения, которые активно используются в работе специалистами нашего ДОУ.

Вербальные средства общения  -  это общение с помощью речи. В процессе работы  мы приспосабливаем свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показываем ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в разговор или поддержать его.  Особенно важно знать, какие игры, занятия и  ситуации способны подтолкнуть его к общению,  проявлять внимание к тому, что он пытается выразить, реагировать на эти попытки.

Невербальное общение.  Есть в нашем саду дети, которые не умеют говорить, в этом случае мы обучаем их  невербальным средствам общения.

Контакт глаз,  взгляд, выражение лица, мимика, пантомимика,  жесты, общий стиль поведения, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнеру – являются важнейшим фактором неречевого воздействия. Этому дети постоянно обучаются на занятиях педагогов,  в  совместно – игровой  и произвольной   деятельности.

 

Как помочь детям с нарушением интеллекта в общении?

Развитие и совершенствование навыков общения у детей с нарушением интеллекта на разных этапах жизни – от рождения до взрослости – требует  от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения.  Педагоги и родители должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.

Различные занятия, упражнения и использование предметов обихода приносят немалую пользу в этом направлении. Таких детей зачастую надо учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.

С детьми с нарушением нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, озвучивая и называя каждое действие, которое  производится (комментировать). Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению.

Общение – это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. Ребенок  на  занятиях педагогов  учится не только говорить, но и слушать слова других  людей. Ему всегда следует давать  больше времени  на ответ.

Во время занятий  с особенными детьми основной упор делается на развитие организованности и выдержки, подавляя желание «А я хочу!» отвлечением, убеждением или игнорированием его требований. У детей постепенно развиваются умения адекватно вести себя в детском саду, дома и в общественных местах.

В процессе работы мы ориентируемся  на возможности детей посещающих ДОУ, а именно: развиваем у них способность познавать себя,  заботиться о себе; обучаем умению концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих; развиваем восприятие речи, ориентировку в окружающем мире, социальных отношениях; тренируем умения применять навыки общения в повседневной жизни.

Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников.  Эта задача решается на  индивидуальных и групповых занятиях учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя.  Дальнейшее решение этой проблемы происходит в свободной деятельности детей и под руководством воспитателей  и во многом зависит от личности педагога и его качеств.

Организуя коррекционно - развивающую работу  с детьми с нарушением интеллекта, мы понимали, что эффективность проводимой в данном направлении работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно было бы сочетать  психологическую, педагогическую  и  другие виды помощи.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности нарушений   и диагнозов детей. Длительность коррекционной работы для каждого воспитанника определяется индивидуально, в зависимости от его особенностей, возраста и скорости накопления адаптивных возможностей. Анализ состояния и примерный уровень развития  ребенка определяется комплексно,  всеми специалистами, именно он служит основой для разработки индивидуального плана коррекционной помощи. Работа специалистов во многом переплетается. Они дополняют друг друга, но не заменяют. Все ищут пути облегченной коммуникации, с ребенком, при этом каждый педагог выполняет свои функции и использует свой инструментарий.

Мы находимся в состоянии постоянного поиска интересных результативных методов работы с такими особенными детьми.

 

Список литературы

  1. Безрукова Е.З., Забрамная  С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. -  Свердловск, 1974.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.
  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь  детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2001.
  4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред.  пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособ. Для студ. Высш.пед. учеб заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.

 

 

 

 

Опубликовано: 03.11.2016