Современное информационно-образовательное пространство ДОУ как средство индивидуального развития дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Скорикова Людмила Владимировна

Организация: МАДОУ – детский сад № 541

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

На современном этапе, в условиях открытого информационного общества, действия ФГОС ДО, предусматривающего построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, перед дошкольными организациями встал вопрос: какие факторы обеспечивают индивидуальное развитие воспитанников?

Поднимая данный вопрос на просторах педагогического сообщества необходимо сначала разобраться в основных понятиях: что такое информационно-образовательное пространство и индивидуальное развитие дошкольников.

Дети  разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику должна быть предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. ФГОС ДО вводит понятие индивидуализации дошкольного образования, определяет один из основных принципов – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности. Индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.

Информационно-образовательная среда детского сада представляет собой специальным образом организованное, структурированное пространство, выполняющего функции по трансляции социального и индивидуального опыта.

В нашем дошкольном учреждении МАДОУ – детский сад № 541 города  Екатеринбурга в качестве основополагающего средства для индивидуального развития дошкольников определена информационно-образовательная среда.

Цель: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Задачи:

  • формировать у детей адекватные представления об окружающем мире, систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром, в том числе с использованием ИКТ
  • стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
  • создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов.

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены. В связи с этим содержание воспитательно-образовательного процесса, в рамках внедрения ФГОС ДО, должно начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.

Предлагаем рассмотреть основные направления деятельности нашей дошкольной организации, демонстрирующие как интеграция современных образовательных технологий и компонентов информационно-образовательной среды обеспечивают индивидуальное развитие дошкольников. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Итак, первое направление – деятельность с использованием ИКТ. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Появляется мотивационная готовность к вхождению в мир информационных технологий. Интерактивные обучающие игры, основанные на разноуровневой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями. В качестве  образовательных ресурсов активно использую интерактивную доску с комплексом интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна», «Безопасность дорожного движения». Последний комплекс игр проводится бесконтактным методом, с помощью датчика движения. Такой метод позволяет проводить индивидуальную работу по ориентации в пространстве, на координацию движений, согласованность действий.

Второе направление – эколого-ориентированная деятельность.

Здесь эффективно используются современные универсальные средства экологического воспитания: проектная и практико-ориентированная деятельность, исследовательская познавательная деятельность в сочетании с информационными технологиями. С целью индивидуального развития дошкольников разработаны электронные методические модули: «Осень – золотая пора», «Урал – мой край родной», «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Природные явления» и другие. С помощью данных образовательных модулей можно дифференцированно проектировать образовательный процесс по формированию экологической  культуры дошкольников.

Третье направление – использование исследовательской и проектной деятельности.

Данная деятельность является одним из методов технологий развивающего обучения, при котором происходит взаимодействие взрослых и детей, нацеленность на результат. Воспитанники моей группы  реализовали различные проекты: как коллективные, детско-родительские, так и индивидуальные – «Мой день», «ВОВ в истории моей семьи», «Моя семья: защитники Отечества», «Как я провел лето», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» и др.

При создании проектов участники активно использовали ИКТ – презентации, слайдшоу, видеоряд, видеоролики. В ходе исследований у дошкольников развивается способность к преобразованию, принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, инициатива и самостоятельность.

Дети создают собственные выставки, которые украшают детский сад.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Результаты деятельности МАДОУ – детский сад № 541 показывают, что информационно-образовательная среда выступает эффективным средством индивидуального развития дошкольников. Грамотное использование информационных технологий в образовании даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить педагогический процесс в детском саду, обеспечить достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

 

       

Литература:

1. Гендина, Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры// Школьная библиотека. - 2002.- №7.

2. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании: методическое пособие/ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

3. Панина, Т. С., Дочкин, С. А., Клецов, Ю. В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// http://www.belpc.ru/krirpo/index.php

4. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. /М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.  

Опубликовано: 30.11.2016