Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Пузакова Людмила Владимировна

Организация: МАДОУ – детский сад № 541

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Музыка  обогащает  духовный  мир  ребёнка, оказывает  влияние  на      развитие  его  творческих  способностей, этот факт общеизвестный, доказан учёными и не подлежит сомнению.

На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к пересмотру не только содержания музыкального воспитания, но и методов, приёмов и форм проведения музыкально-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Ориентиром  в этом направлении является ФГОС ДО, который определяет игровую деятельность, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.

Музыкальная игра занимает  важное место в жизни дошкольников. Новое постигается ребенком деятельно, и всегда на основе уже усвоенного материала, и опыта детей (игрового, коммуникативного, тактильного, зрительного).

В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.

В современной педагогике появились технологии по музыкальной игровой деятельности, которые активно применяются музыкальными руководителями в работе.  Так и автор статьи, изучив опыт ведущих педагогов, познакомившись с современными  игровыми технологиями, углублённо работала над развитием музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру. Данная форма работы оказалась интересной, разнообразной и актуальной.

Несомненно, именно игровая деятельность позволяет образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.  

Цель работы: повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие у дошкольников интереса к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  • формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, посредством музыкально-дидактических пособий и игр;
  • использование в играх всех видов музыкальной деятельности;
  • побуждение к игровым действиям за рамками музыкальных занятий.

Ожидаемый результат:

  • дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
  • в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

  Игровой сюжет положен в основу занятий и объединяет все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к музыкальной деятельности. Игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик.

Игра не выносится в отдельную структуру музыкального занятия, а пронизывает все виды музыкальной деятельности. Вот некоторые примеры применения игрового метода.

  1. Для организации детей, создания «настроя» занятие начинается с музыкального приветствия. Приветствия могут быть песенно-игровыми, речевыми, двигательно-ритмическими, с использованием звуковых жестов, и т.д.
  2. При разучивания различных танцевальных движений под музыку используются игры со словом, так называемые подговорки. Для коррекции и улучшения двигательных навыков разучиваются с детьми игры с пением и движением, игровые упражнения, сюжетно-ролевые песни, хороводы, сопровождаемые движениями рук в соответствии с текстом. Дети выполняют различные игровые действия с предметами, передают игровые образы в музыке.
  3. Игровые приёмы: «Эхо» (тихо-громко), «Цепочка», «Бусы», «Пение с закрытым ртом», «По сигналу» (цветок, флажок), загадки «Угадай мелодию», «Чудесный мешочек» графические изображения, моделирование помогают в формировании певческих навыков. Пение сопровождается инсценировкой песни, игрой на детских музыкальных инструментах.

Для эффективности восприятия музыки используются игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами, дидактические пособия, двигательно-игровое творчество и т.д.

В игре есть главное – мотивация на деятельность. Если ребёнку сказать: «Сейчас мы будет разучивать танец», то у ребёнка от этих слов радости появится мало, т.к. разучивание танца  - это сложный процесс. Но стоит сказать: «Сейчас мы поиграем…», как ребёнку станет интересно и он с радостью включится в процесс обучения.

Музыкальные игры достаточно разнообразны  по своему содержанию, видам и формам. Вот игры, используемые на занятии:

  • подвижные игры (сюжетные, несюжетные);
  • игры с пением (песенное приветствие, хороводы,  инсценирование песен, народные игры с пением);
  • дидактические игры;
  • пальчиковые игры;
  • ритмо-речевые игры (ритмодекламация, игры голосом, «звуковые жесты», игры с палочками).

Благодаря применению в работе игровых методов и приёмов, игровых технологий у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии всех направлений музыкального воспитания. Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод об эффективности образовательной программы и организации образовательного процесса. 

Творческая креативность, раскрепощенность, уверенность в своих силах, позволили моим воспитанникам принимать участие в различных творческих проектах детского сада, районных и городских мероприятиях: творческие номера на торжественных мероприятиях по открытию новых детских садов города Екатеринбурга, участие в городских конкурсах «Россия – многонациональная страна», «Карусель».

Педагогические наблюдения показали, что музыкальные игры  способствовали лучшему усваиванию программного материала по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков, способностей восприятия музыки.  Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует развитию интеллекта, памяти, чувства ритма и такта, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.

 

 

Литература:

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». С-Пб,2000 г.
  2. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы».С.-Петербург: Музыкальная палитра, 2004.
  3. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000 г.
  4. Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей».М.: Линка-пресс, 2003 г.

 

Опубликовано: 02.12.2016