Развитие речи детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Разепина Юлия Ивановна

Организация: МБОУ «Шадейская СОШ» структурное подразделение для детей дошкольного возраста

Населенный пункт: Пермский край, п. Шадейка

Основная цель работы по развитию речи и обучению детей родному языку – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как:

  • правильное произношение звуков и слов;
  • правильное по смыслу употребление слов;
  • умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность.

Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком.

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

 

1.​ Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.​ Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные и микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения.

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи ( тон речи, тембр голоса, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит пользоваться детей средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду ( к 5-ти годам).

3.​ Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи ( изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Важно добиться чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4.​  Развитие связной речи включает развитие диалогической о монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи (основной формой общения детей дошкольного возраста).

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

5.​ Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. «В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов» Детей также учат произносить слоговой анализ слова, анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Обогащая словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Подготовка к обучению грамоте

В средней группе предусматривается развивать фонематический слух: различение на слух и название слова с определенным звуком, в старшей предполагается учить определять место звука в слове. В подготовительной к школе группе рекомендуется: дать детям представление о предложении (без грамматического определения ); упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

  • ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
  • ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление слов из слов (2-4) предложений;
  • ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
  • ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово… правильно» и другие часто используются педагогом.

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

С понятием «Слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большую роль.

С этой же целью используются игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо».

Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях на словообразование, помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова. В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный».

Ознакомление с предложением

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомлению со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т.д.

Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

 

Ознакомление со словесным составом предложений

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Одновременно ведется работа по составлению предложений.

В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло).

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы -модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.

С этой же целью используются пособия типа табло, линейки с открывающимися поочередно в соответствии с произнесенными словами окошками ( по принципу счетной линейки). Ценность этих пособий в том, что они наглядно демонстрируют динамику, последовательность слов в предложении.

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, серия картинок.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки; последовательное называние слов в предложении, подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; разные варианты игры «живые слова»; произнесение слов вразбивку и др.

Ознакомление со слоговым строением слова.

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами ( а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из данных слогов.

 

Развитие речи

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст сензитивный период, а значит, наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает – это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Но для того чтобы чему-то обучать детей, взрослому надо поработать над собой.

Ребенок дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи.

Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Послушаем о чем рассказывает комната (улица)», «Эхо», «Телефон». Они не должны длиться более 3 минут, так как требуют особой сосредоточенности.

На занятиях по развитию речи можно использовать и игры драматизации, театрализованные игры.

Малыши, разыгрывая сюжеты литературных произведений знакомятся с художественным словом, обогащают свой словарный запас. Ребенок беря на себя роль, подражает поступкам, манерам и речи своего героя.

При заучивании реплик желательно использовать сопряженную речь когда ребенок проговаривает текст вместе со взрослым. Начинать эту работу лучше с малых форм фольклора (потешки, скороговорки, загадки). В народной педагогике есть блестящие образцы для формирования культуры речи ребенка.

Многие прибаутки богаты звучаниями, способствующими усвоению норм языка. В них своеобразная игра звуков и слов, посредством которой ребенок учится «тонкостям родного языка».

«Развитие речи детей» литература

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста.
  2. Структура развития речи детей. Подготовка к обучению грамоте.
  3. «О взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей» – из опыта работы В.А.Русяевой.
  4. Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях и традициях и народном творчестве»

 

Опубликовано: 07.12.2016